28.08.2011

Дети Тамар, Дадиани и Георгий Еврейский

Георгий Лаша, сын Тамар, правил 1213 – 1223 (?)
Дата смерти Тамар указывается так: 1209/1213. В учебнике по истории Грузии – 1213. Место ее погребения неизвестно. Есть легенды. По одной из них, похоронена в Крестовом монастыре. Привез Шота. И сам похоронен рядом.
А вот европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию:

Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами, бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел. Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум. — Прим. ред.). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет (Лаша род. в 1191, вряд ли автор указывает точный возраст легендарного царя. - Э.Г.), он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой. Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники» (Игорь Эбаноидзе).
Русудан, дочь Тамар, правила 1223-1242
Письмо 1224 г. грузинской царицы Руссутаны, дочери царицы Тамар, папе Гонорию III:
Благодаря легату, пребывающему под Дамиетой, наших ушей достигли сведения о твоих намерениях и повеление твое, обращенное к моему брату, с тем чтобы он пришел на помощь христианам, и он уже было приготовился и собирался отправиться в путь, но, да будет Вам известно, нечестивое племя татар вторглось в наши земли и много зла причинило нашему народу, и были перебиты из наших шесть тысяч человек, а мы не осмеливались выступить против захватчиков, ибо считали их христианами. Но когда мы уразумели, что нападавших за добрых христиан принимать нельзя, то собрав своих воинов, обрушились на оных и перебили из их числа двадцать пять тысяч человек, и многих в плен захватили, а остальных изгнали из наших пределов. Посему мы не смогли прибыть по повелению легата. Но поскольку нам стало известно, что император согласно твоему приказу должен ныне отправиться в Сирию, чтобы освободить Святую Землю, мы весьма обрадовались. Обязательно дайте нам знать, когда именно собирается отплыть император, а мы со своей стороны, отправим нашего коннетабля Иоанна вместе со всем нашим войском на помощь христианам ради освобождения Гроба Господня в то место, которое Вы нам укажете» (9, 80) (Цитируется по кн.: Ю. Денисов. Кто заказал монголо-татарское нашествие).


Или неверная датировка письма, или Лаша погиб позже... или был еще один брат. И вообще, если Лаша жив, то Русудан еще не царица.
Скорее всего, речь идет о том моменте, когда крестоносцы по Дамьеттой еще не заключили договора, по которому им разрешили убраться, то есть до 1221 г., а император – Фридрих II, внук Фридриха I Барбароссы так и не собрался в Сирию. Это Пятый крестовый поход. Тогда все совпадает: в 1220 первый раз пришли монголы, в бою с монголами погиб Лаша. Правда, Русудан все же еще не царица. И письмо следует датировать 1220/1221 годом.

Кстати, коннетабль Иоанн, – по-видимому, тот самый Иване (ум. в 1227), что обольщенный царицею Тамар впал в халкидонскую ересь.

В любом случае, мы видим, что папа Гонорий дает повеление Грузии участвовать в военных действиях, Грузия рада возможности участвовать в освобождении Святой земли, а монголы – христиане, правда, не добрые.
Уходят монголы - возвращается Джалал ад-дин (сельджук). До очередного прихода монголов в 1235 году.

В литературе упоминается еще одно письмо Русудан, другому папе.
Письмо Русудан до нас не дошло, но сохранился ответ папы, из которого видно, что Русудан просила у Григория помощи в освобождении Грузии от монголов. В своем письме папа сожалеет, что не в силах помочь грузинам войском по причине усиления мусульман в Европе и Малой Азии. Письмо датируется 1240 г., после него между грузинами и латинянами замечается ослабление отношений .

Военной помощи латины не оказали, зато в Грузии с XIII в. появляются католические миссионеры.
А почему?
А потому что Трапезунд! И потому, что Венеция и Генуя – спонсоры крестовых походов, начиная с Четвертого! Потому что Великий шелковый путь прошел через Трапезунд.
А Грузия?

Междуцарствие


Для объединенных родовыми традициями воинов были чужды взаимная вражда и предательство. Монгольское войско было цельной, сплоченной, дисциплинированной силой. С ним, конечно, не могли сравниться в отношении дисциплины и стойкости ни турецкое, ни грузинское феодальные войска, где взаимная вражда и соперничество мтаваров или дидебулов нередко сводили на нет самоотверженность рыцарей-азнауров. Монголы были прекрасно вооружены. Оружием их снабжали купцы промышленно развитых стран. Что же касается порядка мобилизации и снабжения продовольствием, то монгольское войско и в этом отношении обладало огромным преимуществом по сравнению с войсками феодальных стран. При каждом десятке и каждой сотне воинов находился в походе и источник их продовольствия — табуны лошадей, а урон в войске восполнялся немедленно, поскольку за войском следовали «жены и дети» монголов, или все то «население» (орда), от которого выставлялись эти десятки, сотни, тысячи. В результате монголы были способны вести длительную маневренную войну, в то время как возможности феодального войска в этом отношении были сильно ограничены.
В XIII в. на мировую арену, таким образом, выступило новое государство. С исключительной быстротой оно завладело огромной частью Азии и Европы, объединив захваченные земли в державу невиданных до того размеров.
<…>
В завоевании Ближнего Востока монголам способствовало то немаловажное обстоятельство, что к ним сразу же во множестве потянулись обиженные и порабощенные участники классовой или внутриклассовой борьбы: недовольные своим положением азнауры, притесняемые мтаваром дидебулы, преследуемые властями разбойники, уставшие от насилий феодалов купцы.
Монголы, на данном этапе своей завоевательной политики, проявляли веротерпимость. Служители различных культов пользовались у них почетом и освобождались от дани. Так, самый авторитетный носитель средневековой идеологии — духовенство оказалось на стороне монголов.
<…>
Благоприятно сложившиеся для монголов обстоятельства помогли им со сказочной быстротой брать самые неприступные крепости, густонаселенные города, нанося поражение непобедимым войскам. От них, запуганные, бежали и прятались гордые государи и когда-то бесстрашные воины.
<…>
Грузия ежегодно обязана была выплачивать хану 50.000 перперов (золотые монеты) и принимать участие в монгольских походах.

Были и попытки противостоять монголам, одна из первых – в тот период, когда Грузия осталась без царей: Русудан умерла, один Давид в Руме, другой поехал к султану. Связана она с именем Дадиани.
Дадиани
По смерти Русуданы никого [не было] в Иверии из царского поколения для принятия престола, и ноины начали управлять народом самовластно. Первою жертвою их тиранского властительства соделались иверские вельможи. По злодейским доносам, они уловили триста иверских вельмож, велели снять с них одежду, намазать их медом и поставить несчастных пред солнцем в знойный летний день для претерпения уязвлений от насекомых. Невинные страдальцы подвержены были жесточайшим мучениям, но князь Дадиан Цотне избавил соотечественников своих от столь мучительной смерти. Цотне, сняв с себя одежду и намазав тело свое медом, стал вместе с осужденными. Таковой поступок князя Цотне привел ноинов в недоумение. Они имели полную к нему доверенность, во многих случаях испытали его расположение к их выгодам, и тогда, призвав его, спросили: для чего он самопроизвольно подвергает себя мучениям, какие претерпеть осуждены одни виновные в злоумышлениях? “Соотечественники мои, — отвечал Цотне, — столько же невинны пред вами, как и я. Но вы их осудили на жесточайшую смерть. Я не хочу жить, видя страждущих невинно от пагубной клеветы и бедственную их участь разделю с ними, в утешение несчастных при конце их жизни”. С удивлением великодушию Дадиана Цотне, ноины освободили вельмож, осужденных ими тирански и слепо (Давид Багратиони).

Ну, чем монголы хуже римлян? Пытки у них экзотические, но и монголов можно удивить благородством, с ними можно договориться.

Дадианы, Дадиани упоминаются в истории монастыря Креста (восстановление в XVII в.): Никифор (Николай) Чолакашвили обновляет монастырь при финансовой помощи Леона Дадиана, о чем дважды (на грузинском и на греческом) сообщено в надписях на перемычке входной двери (изнутри) Обрамляют перемычку две надписи на грузинском, справа: “Расписан и возобновлен сей святой и всечестный храм животворящего Креста по соизволению Леона Дадиани, рукою (через посредство) и большими стараниями всенедостойного игумена [монастыря Креста] и Св. Голгофы Никифора, сына Омина Чолакашвили, уповающего и преданного сему монастырю, который (Никифор) возобновил купол и алтарь на свой счет, хроникона 331 (1643). Кресте, помилуй грешного дикея Григория. Аминь”.
Греческая: “Расписан и возобновлен сей божественный и всечтивый храм честного и животворящего Креста издержками и пособием светлейшего властителя Леонта Дадиана и содействием и трудом преподобнейшего иеромонаха и архимандрита господина Никифора и рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила (Неофита) и иеродиакона Герасима, сына Мины; в лето от Христа 1644, месяца Января 11-го дня”.

Третье упоминание Дадиани в монастыре (почти жалоба) – на том же столбе, где фреска с изображением Шота, но вверху и сбоку:
Леон Дадиани дал мне две тысячи аслани и я издержал своих шесть тысяч [аслани] и возобновил купол и боковые стены [храма]. Хроникона 331 (1643 г.) Нк”. (Никифор = Николай).

Содержание надписей – по книге Сергея Баландина.

Возможно, Леон Дадиани XVII в. – мегрельский князь и потомок Цотнэ Дадиани. При такой наследственности просто обязан был добрые поступки совершать.

В романе Гр. Робакидзе «Хранители Грааля» среди хранителей духовных ценностей выведены (разумеется, с измененным именем) Паоло Ияшвили, Тициан Табидзе, Котэ Марджанишвили, Шалва Дадиани и др.

(1884—1962), грузинский писатель. Писал также на русском и немецком языках. В 1931 эмигрировал в Германию. Философское осмысление современности через обращение к библейской символике, грузинской мифологии и традициям в романах «Змеиная кожа» (1926), «Убиенная душа» (1933). В романе «Хранители Грааля» (1937) — анализ исторических причин зарождения сталинизма. Сборник эссе «Демон и миф» (1935). Литературно-критические статьи о литературе начала XX в., исследование о «Картлис Цховреба». Пьесы.

Но и это не все.

Монастырь Георгия Еврейского

Монастырь Св. Георгия в Еврейском квартале. Он находится позади армянского монастыря Св. Иакова. Прямо против ворот в глубине двора возвышается беседка с навесом, по которому вьются виноградные лозы; пред входом в нее две развесистые маслины. На левой стороне двора церковь небольшая; в алтаре на горнем месте замечательны три большие древние иконы из числа перенесенных в иерусалимский монастырь из иорданских, после их упразднения.
С верхней террасы монастырской открывается восхитительный вид на Елеонскую гору, Иорданскую долину и Мертвое море; горы скалистой Аравии ограничивают горизонт с этой стороны.
По сказанию грузинского архиепископа Тимофея (1758 года), монастырь этот выстроен князьями Дадианами и тут же находились их надгробные памятники, но теперь нет и следов их.
Монастырь Георгия Еврейского стоит себе, растительности прежней нет, церковь на левой стороне. Сейчас там ремонт. Если уж при Кавелине не было памятников Дадианам, то я и искать не стала. И что значит надгробные памятники? Князья здесь похоронены?
Ныне принадлежит грекам. Вот фотографии:



Комменарии  сюда.


Вся грузинская тема

См. также Все темы:  Грузинское


Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"