Крестовый монастырь:
Руставели
Сегодня принято считать, что он одно время был мечурчлетухуцесом, то есть главным казначеем Грузии. Об этом есть сведения в документах грузинского монастыря Святого креста в Иерусалиме. Возможно, его рукой сделана свидетельская запись под грамотой Шио-Мгуимскому монастырю от 1191 г., сразу после подписей Тамары и католикоса и перед подписями князей Орбели: «Я, Шота, в моем владении в Жиновани это утверждаю…» Другой Шота в Грузии того времени, столь высокий по рангу, вроде бы неизвестен (Можейко).
В царствование царицы Тамары приобретшие знание наук в Греции и бывшие потом при Дворе царицы штатс-секретари: первый — Шота Руствел, сочинитель эпической поэмы, называемой Вепхис-ткаосани (Барсокожий); второй — Чахрухадзе, сочинивший другую поэму в честь царицы; третий — Моисей Хонский, сочинитель в прозе героической поэмы, и четвертый — Саргис Тмогвели, писатель в прозе вроде романов, прославились отличными своими талантами, так что и до сего времени их сочинения почитаются образцами чистоты и изящества грузинского языка.
Уже никто не высказывает сомнений в том, что Шота Руставели, записанный в "Поминальной книге" Крестового монастыря и изображенный на фреске, Шота, подписывающий покументы вместе с Тамар и месх безвестный из Рустави – одно лицо. И легенда живет и обрастает подробностями.
Мне понравились основанные на "Витязе в тигровой шкуре" – Игорь Можейко. 1185 год. Глава Царица и поэт. Кстати, там же любопытное изложение истории первого замужества Тамар за сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского Юрием. Шота Руставели написал вполне языческого "Витязя в тигровой шкуре". Я когда-то (давно-о-о) получила единственную за время учебы в ун-те тройку - по истории литератур народов СССР, потому что излагала понравившуюся мне идею о том, что на Кавказе Возрождение началось на несколько веков раньше, чем в Европе. Главный аргумент - "Витязь". Экзаменатор был со мной категорически несогласен, что и выразил в конкретной цифре... Если автор "Витязя" (в котором спокойно уживаются языческие боги, Коран, арабские сказки и прославление православной царицы, которая при этом "тигрица") - будущий монах... а еще главный казначей государства и дипломатический посланник... Правда, в это время еще не монах. Человек Возрождения, одним словом! В общем, несправедливая тройка!
Фрагментр фрески из Крестового монастыря. Из книги Баландина. У него же подробное описание монастыря. Оттуда же:
“Поминальная книга”, хранившая память о тех, кто жил в обители или оставил след своим пребыванием, сейчас в книгохранилище Греческой Патриархии в Иерусалиме. Одна из записей первой четверти XIII свид-ет, что здесь умер казначей Шота, по к-му в этот же день устроили поминки: “Ниже купола колонны обновил и расписал... Шота Руставели, казначей, где сам он тоже изображен стариком”
На фреске написано:
Расписавшему сей [храм] Шоте Руставели да простит Бог [грехи], аминь. Руставели.
Расписавший сей храм может обозначать не только непосредственно иконописца, но и того, кто дал деньги на роспись. Тем более, что другие подписи не говорят о том, что автор фрески расписывал весь храм.
А раз уж на Шота так много биографических сведений набирается, то можно его имя подставить и здесь:
В 1-й день месяца жумада I (1192 г., в 1193 Саладин уже умрет. В 1192 году в Рамле идут переговоры после Карней Хитин и потери Иерусалима крестоносцами, после возвращения побережья Ричардом Львиное Сердце и заключаются договоры) из Константинополя прибыл посол, принятый с королевскими почестями и щедростью. В 3-й день месяца он предстал перед султаном и передал ему свое сообщение. Среди прочего он просил о том, чтобы, во-первых, крест распятия был передан ему; во-вторых, чтобы храм Воскресения и все другие церкви в Святом Городе были переданы его священникам (болд в цитатах мой. – Э.Г.); в-третьих, чтобы два народа заключили наступательный и оборонительный союз. Он также просил содействия султана в военном походе против острова Кипр. Он пробыл у нас два дня, а затем уехал, сопровождаемый Ибн ал-Баззазом-египтянином, назначенным нашим послом. На каждое из предъявленных им требований был дан отрицательный ответ. Говорят, что грузинский царь предлагал двести тысяч золотых монет [динаров] за этот крест и что его предложение было отвергнуто (Баха ад-дин).
Баха ад-дин - биограф Салах ад-дина. Где-то в хрониках встретила ...выполнил обещание, данное Салх ад-дину и Баха ад-дину. То есть приближенный, влиятельный.
Кстати, регулярная фраза о Шота: "Царица Тамара послала своего казначея (Шота Руставели) с двумя тысячами золотых монет, чтобы выкупить и восстановить Крестовый монастырь". Крест выкупить не удалось и деньги пошли на Крестовый монастырь?
И еще из Баха ад-дина:
Также прибыл посол от грузин с инструкциями, касающимися мест для паломников из этого народа в Иерусалиме, которые они желали сохранить за собой. Они жаловались на то, что их обделили, и просили султана сжалиться над ними и отдать указанные места тем, кому они принадлежат. Повелитель Эрзурума также выразил готовность повиноваться султану, предлагая ему свои услуги.
То есть византийскому императору безусловно отказали, а о грузинах – разговор отдельный. К тому же нет речи о деньгах – "отдать".
Повелитель Эрзурума рядом стоял? Вместе пришли? Эрзурум в это время – территория сельджуков, бывший византийский Теодосиополис.
Салах ад-Дин
Отношения Грузии с мусульманами - еще одно поле версий и догадок.
Начнем издалека.
За 84 года до переговоров с Салах ад-дином Крестовый монастырь был разрушен аль-Хакимом. Фатимиды (за исключением аль-Хакима) не проявляли религиозной нетерпимости. Да и в действиях аль-Хакима (запретил женщинам выходить из дому, а сапожникам шить женскую обувь, велел носить знаки различия в банях: евреям, например, бубенчики)... скорее просматривается психическое расстройство, чем религиозная нетерпимость, хотя кто их в состоянии полностью разделить?
Разрушение храма Иерусалимского
В этом (398-м) году (17 Сент. 1007—4 Сент. 1008 г. по Р. X.) владетель Египта ал-Хаким-би-амр-иллах приказал разрушить церковь Кумаму, что в Иерусалиме, называемую простонародьем „ал-Кыяма", в которой, по словам христиан, находится место погребения Мессии — спасение да будет над Ним! — и к которой они ходят на поклонение со всех концов света. И приказал он разрушить церкви во всем своем государстве, и они были разрушены. И он приказал евреям и христианам или принять ислам, или выселиться в страну румов (Византию. – Э.Г.), или носить отличительные знаки. Тогда многие из них приняли ислам. Затем он приказал отстроить церкви и позволил желающим возвратиться к своей вере. Тогда многие из бывших христиан отреклись от ислама... (Ибн аль-Асир, 12 в., не совсем современник событий, но близко).
А вот, например, Мустансир проявил себя как классический фатимид:
В период правления аль-Мустансира Фатимиды заключили мир и установили хорошие отношения с Византией. С императором Константином IX было достигнуто соглашение о поставках продовольствия в Египет. Когда же после смерти Константина на престол взошла императрица Феодора, она заявила, что признает заключенные договоренности лишь в том случае, если Фатимиды выступят на стороне Византии против всех ее противников. Аль-Мустансир отверг это условие, что привело к войне с Византией. Фатимидам удалось одержать победы на суше, но на море они потерпели поражение, и в конце концов аль-Мустансир был вынужден подписать мир (А. Али-Заде, современный автор).
Восстановление храма Воскресения
В этом (429-м) году (14 Окт. 1037—2 Окт. 1038 г. по Р. X.) 'алидский халиф (шиит, поклоняющийся Али. – Э.Г.) и государь египетский ал-Мустансир-биллах заключил с царем румов (византийским императором. – М.Г.) перемирие и поставил ему условием освобождение пяти тысяч пленных мусульман, а румы поставили ему условием возобновление ими храма Кумамы. И послал царь румов людей возобновить Кумаму и издержал на нее большую сумму...
Дата очередного восстановления монастыря – 1038 год, отец Георгий-Прохоре Шатвели, подвизавшийся до этого в лавре Саввы Освященного, в правление Константина Мономаха на средства Баграта Куропалата. Вот только в наших краях в это время правит не Мономах, а вполне себе фатимиды. И получается, что Мономах восстанавливает грузинский монастырь раньше (1038), чем храм Воскресения, он же Гроба Господня, - между 1042 и 1048.
Это уже вопрос отношений с Византией.
Следующее разрушение монастыря относят к концу 11 в. и приписывают или сельджукам, или крестоносцам (sic!)
Есть и еще вариант:
Землетрясение 460-го года
В Джумаде I этого (460-го) (8 Марта—6 Aпpеля 1068 п. Р. X.) года в Палестине и Египте было страшное землетрясение. Рамла была разрушена, вода переливалась через края колодцев, из населения ее погибло 25 тысяч душ. Ас-Сахра в Иерусалиме раскололась и по воле Всевышнего Бога снова приняла прежний вид. Море отступило от берега на расстояние одного дня пути. Люди спустились на морское дно, чтобы обыскать его, но вода вернулась, заливая их, и погубила многих из них... (Ибн-ал-Асир).
Сельджуки захватили Иерусалим в 1070, в 1098 фатимиды его вернули, в 1099 пришли крестоносцы. Поход объявлялся против сельджуков, а воевали с фатимидами... Да и с сельджуками... со всеми.
На пришельцев из неведомой Западной Европы сирийские феодалы смотрели так же, как они привыкли смотреть на византийцев и сельджуков: видели в них не столько врагов, сколько возможных союзников, с помощью которых можно будет вести более успешную борьбу против своих местных, сирийских противников. Даже эмиры богатых и хорошо укрепленных портовых городов Триполи и Бейрута прислали в лагерь крестоносцев ценные подарки и много продовольствия, не проявляя намерения вступать в борьбу с неожиданно появившимися заморскими завоевателями. Оба эти эмира выразили через своих послов готовность признать себя вассалами предводителей крестоносного войска, если оно сумеет взять Иерусалим (Али-Заде).
Франки (так в наших палестинах называли всех крестоносцев) озадачили местное население (не могу себе отказать, чудные байки):
Однажды торговец вернулся домой и нашел в своей постели человека, который лежал рядом с его женой. “Почему ты около моей жены?” — спросил он у него. “Я был утомлен, — ответил незнакомец, — и зашел сюда отдохнуть”. — “Как ты оказался в моей постели?” — продолжал торговец. “Я увидел, что постель постлана, — ответил человек, — и лег на нее”. — “Но жена ведь лежит с тобой!” — воскликнул торговец. “Ведь постель принадлежит ей, — ответил человек, — разве я мог не пустить ее на ее собственную постель?” — “Клянусь истиной моей веры, — воскликнул франк, — если ты еще раз сделаешь это, мы с тобой поссоримся!” Так проявилось его недовольство и высшая степень ревности.
Еще пример.
У нас был один банщик... по имени Салим, который служил в банях моего отца, да помилует его Аллах. Салим рассказал мне: “...Однажды в баню пришел франкский рыцарь, а они не одобряют тех, кто, находясь в бане, опоясывается покрывалом. Он протянул свою руку, сорвал мое покрывало с пояса, отбросил его и увидел меня без всего, а я недавно обрил себе волосы на лобке.
“Салим”, — крикнул мне франк. Я подошел к нему, и он положил руку мне на лобок. “Салим, вот хорошо! — воскликнул он. — Клянусь истиной моей веры, сделай со мной то же самое”. И он лег на спину, а у него на этом месте была точно вторая борода. Я обрил его, а он провел по этому месту рукой, погладил его и сказал мне: “О Салим, заклинаю тебя истиной твоей веры, сделай то же с аль-дамой”. А “аль-дама” значит на их языке госпожа, и он имел в виду свою жену.
“Скажи аль-даме, чтобы она пришла”, — крикнул он слуге, тот пошел и привел его жену. Она легла на спину, и рыцарь сказал: “Сделай с ней то же, что ты сделал со мной”.
И я брил ей эти волосы, а муж сидел и смотрел на меня. Затем он поблагодарил меня и дал мне денег за мою услугу”.
Посмотрите на это великое противоречие: у них нет ни ревности, ни самолюбия, но они отличаются великой доблестью, а разве доблесть не происходит от самолюбия и боязни бесславия? (УСАМА ИБН МУНКЫЗ. КНИГА НАЗИДАНИЯ, 11 в.)
Вот он, философский вопрос различных менталитетов: разве доблесть не происходит от самолюбия и боязни бесславия?
Но вернемся к Салах ад-дину. Курд по происхождению. Из Двина – в 35 км от современного Еревана.
Вардан Великий (13 в., армянский историк) пишет:
В это время жили славные князья: Закаре и Иване, сыновья Саргиса, курдские переселенцы, перешедшие к Дцоро-гетским царям из рода Багратуни, принявшее христианскую веру и получившие почести... они постепенно достигали высоких почестей, как мужи высокой воинской доблести. В особенности же они прославились при царице Тамаре, которая отвела им Лори. В короткое время они отняли у Турок многие крепости и области... Иване, обольщенный царицею Тамар, изменил своей вере (то есть перешел в грузинскую. – Э.Г.), и с этой минуты начались у него неудачи; ибо вскоре он был отведен пленником в Хелат и освободился, благодаря (единственно) великой воинской славе своего брата который к тому же уступил дочь свою в жены Мелику Ашрафу, владетелю Хелата (возле оз. Ван. – Э.Г.).
С Меликом Ашрафом пришлось повозиться...
Ал-Макам аш-шариф (ал-ашраф) — титул наследного принца, наместника в какой-либо провинции государства мамлюков. Малик аль-Ашраф – типа царь-наместник. В одной из хроник (у БИДЛИСИ, курдский историк, 16 век) нашла про хелатского мелика, что он был современником Малика аль-Ашрафа правителя Дамаска. Пока оставим эту загадку в стороне и будем говорить об одном Ашрафе.
В период правления великого сельджукского султана Алп-Арслана турки окончательно завоевали эти земли, а выступивший против них византийский император Роман Диоген был разгромлен при Малазгирте (Манцикерт – Э.Г) в 462 г.х. (1070/1071), после чего турки-сельджуки захватили всю Восточную Анатолию и Каппадокию.
После этого часть армян покинула свои земли; они ушли в Киликию, где основали свое государство, которое затем было уничтожено монголо-татарами. <…> В 644 г. х. в Армению вторглись монголо-татары под командованием Хулагу-хана, который подчинил страну своей власти.
Хорошо известно, что ставленника селджуков - Сукмана, бывшего раба, резиденцией который был Хелат (Ахлат), правившей и Битлисом (1139/40 – 1180/81 гг.) в 1180/81 гг. отстранил от власти правитель Сирии и Египта султан Салахаддин (1171 – 1193 гг.) из династии эйюбидов и отдал в правление своему племяннику Малик ал–Ашрафу. Эюбиды Битлисом правили до 1245 г.
Гандзакеци оценивает результаты династического брака:
Приезд жены в дом султанов принес большую пользу: легче стало христианам, находившимся под их властью, а еще более — области Тарон, ибо монастырям, расположенным там и обложенным податью, облегчили меру подати, а для половины [населения] — вовсе упразднили. [Султаны] приказали подвластным [владетелям] не обижать и не притеснять странников, направляющихся на богомолье в Иерусалим. Еще более возросли [права] грузин, ибо Иванэ впал в ересь халкидонскую, в которую повержены были грузины, ибо он, очарованный царицей, которую звали Тамар, дочерью Георгия, полюбил славу людскую более, чем славу божью; а Закарэ остался верен православию, которое исповедуют армяне. Поэтому они особенно почитали грузин, и [последние] были свободны от податей во всех их городах, а также в Иерусалиме. И звали женщину эту Тамта.
И так утвердились дружба и согласие между царством грузинским и владением султанов (Киракос Гандзакеци, армянский историк, 13 в.).
Заметили опечатку, неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста!
Контакты - на боковой панели.
Контакты - на боковой панели.