23.08.2011

Трапезунд и другое

Великий шелковый путь

Причина включения Грузии в сферу интересов Византии и крестоносцев логично объясняется экономическими интересами (а как же!). Экономическая составляющая крестовых походов рассматривается, например, в книге Юрия Денисова Кто заказал татаро-монгольское нашествие?
Кстати, сегодня вопрос о Великом шелковом пути – политический и туристический бренд. И даже козырь в большой геополитической игре (на деньги): см., см., см.

Трапезунд

ТРАПЕЗУ́НДСКАЯ ИМПЕ́РИЯ, государство, образовавшееся на востоке Малой Азии в 1204 после захвата Константинополя крестоносцами и просуществовавшее до 1461, когда Трапезунд был взят войсками османского султана Мехмеда II. Получила название по столице — Трапезунду (ныне Трабзон, Турция). Трапезундская империя была расположена на землях Западной Грузии, населенных преимущественно грузинами и родственными им народами. Основателем Трапезундской империи был Алексей Комнин, который бежал из Константинополя и, получив вооруженную помощь от своей тетки, грузинской царицы Тамары, занял Трапезунд и принял титул «Великого Комнина». После неудачной борьбы императора Алексея I (1204-22) и его брата Давида с никейским императором Феодором I Ласкарисом и с его союзниками-сельджуками (sic! Никея – одно из государств, считавших себя наследником Византии и образованных на ее территории. – Э.Г.), территория Трапезундской империи ограничилась областью Понта Полемонийского. Расположенная между горами и морем, Трапезундская империя могла успешно обороняться от сельджуков, монголов и османов, принимая участие в борьбе между ними, и оставаясь независимой от никейских и константинопольских императоров. Выгодное положение города Трапезунда, важного торгового порта, способствовало укреплению экономической базы Трапезундской империи и оживлению ее культурных связей (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

А вот что пишет по этому поводу "второй историк" царицы Тамар Басили (которого некоторые грузинские исследователи отождествляют все с тем же Шота Руставели):

Однажды прибыли, как это обыкновенно случалось, монахи с Черной горы, из Антиохии и с острова Кипра, также и со Святой горы и из многих других мест просить ее сделать добрые дела. Тамар приняла их, по-обычному, как ангелов, и долго не отпускала, а потом сделала всем великие подарки и снабдила всем нужным; наконец, наиболее дальним обитателям дала большое количество золота, как для них самих, так и для раздачи всем монастырям. Монахи отправились и когда прибыли в Константинополь, услышал об этом Алексей Ангар75, который своему брату Исааку глаза выжег и лишил царства. Он был презлым человеком и неподходящим, как носитель царской власти, но презираем был всеми, в особенности из-за корыстолюбия. Он увидел огромное количество золота, которое дала Тамар, и отобрал у тех монахов.
Когда об этом узнала царица Тамар, взамен послала на имя святых отцов золото в еще большем количестве и этим еще более посрамила дьявола. Но разгневалась на греческого царя, отправила небольшое войско из Западной Грузии и эти отняли у греков Лазику77, Трапезунт, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию78 и все земли Пеблагонии и Понта, и дала их своему родственнику79 Комнену80, сыну Андроника81, который тогда сам находился у царицы Тамар, обретя у нее убежище. Услышали франки, что греки с Востока82 лишились помощи, выступили венетики (жители Венеции, отдельная история. – Э.Г.) и отняли престольный город вместе с царской властью; и несчастливый этот Алексей бежал в Болгарию (? - Э.Г.) к своему зятю. А когда увидел его болгарский царь, зять его, отвел его в один замок и высыпал перед ним великое множество золота и так сказал: «Вот, Алексей, предмет сей твоего желания, золото это бери вместо каких бы то ни было пищи и питья, так как из-за этого золота ты погубил царский дом христианский и развалил самодержавие греков». И так умер этот жалкий человек с голоду, лишенный помощи от бога.

75. Алексей Ангар – византийский император Алексей III Ангел (1195-1203), известный своей жестокостью и скупостью. В грузинском источнике неправильная форма – «Ангар» – вместо «Ангела». Вероятно, грузины, исходя из личных качеств императора, вкладывали определенный смысл в это название (по-грузински слово «ангари» обозначает корыстолюбца). Отняв трон у своего брата Исаака в 1195 г., Алексей ослепил его. В 1203 г., когда крестоносцы заняли Константинополь, Алексей покинул столицу, крестоносцы же восстановили на трон брата императора Исаака и его сына Алексея IV. В 1204 г. императором стал Алексей V Дука, а бывший император начал строить разные интриги для возвращения себе трона. Он начал действовать против своего зятя – Никейского царя Ласкаря. Но Ласкарь одержал верх. В 1210 г. старый император был вывезен в Никею и пострижен в монастыре Иакинфа, где и окончил свою жизнь в 1211 г. (Ф. И. Успенский, История Византийской империи, III, М.-Л., 1948, с. 548-549).
<…>
78. Здесь перечислены пункты Трапезунтской империи  <…>
79. Второй историк Тамар, называя Алексея Комнена, первого императора Трапезунта, родственником царицы Тамар, вероятно, имеет в виду следующее обстоятельство: дочь Давида Строителя Ката была замужем за одним из представителей дома Комненов.
80. Упомянутый здесь Комнен – первый император Трапезунтской империи Алексей Комнен. Наш историк его считает сыном Андроника Комнена. На самом деле Алексей был не сыном, а внуком Андроника (об ошибке нашего историка в этом вопросе см. статью А. Г. Гамкрелидзе, Дата Басианского сражения. – В сборнике: «Вопросы истории народов Кавказа», Тбилиси, 1966, с. 251; на груз. яз.). У Андроника было два сына – Мануил и Иоанн. Дети Мануила Алексей (род. 1181. – Э.Г.) и Давид пребывали при дворе царицы Тамар. Именно этот Алексей и стал трапезунтским императором.
81. Андроник – дед трапезунтского императора Алексея Комнена; сын Исаака Севастократора, внук императора Алексея I Комнена (1081-1118). При Георгии III, когда в Византии царствовал его дядя (в других источниках – двоюродный брат. – Э.Г.) Мануил I (1142- 1180), посетил Грузию с семьей, принимал участие в некоторых сражениях груз. царя. В 1182 г. стал императором Андроником I. В 1185 г. был свергнут и убит, при этом погиб и его старший сын Мануил (у Андроника было два сына – Мануил и Иоанн), дети которого Алексей и Давид прибыли в Грузию к царице Тамар. Впоследствии Алексей стал императором Трапезунта (Ф. И. Успенский, История Византийской империи, III, М.-Л., 1948, с. 221). См примечание 80.
82. «Франки…с Востока» – грузинские источники обычно франками называют вообще жителей Западной Европы (в данном случае подразумеваются крестоносцы), а Востоком – Грузию.

·    Забавно, что поступок Тамар напоминает действия Салах ад-дина, который выступил против крестоносцев по поводу ограбления каравана Рено Шатильонским, и результаты были впечатляющими (отнял Иерусалим и Честной крест).

·    Интересно, что грузинский историк 12-13 вв. описывает захват крестоносцами Константинополя как следствие захвата Трапезунда грузинами, тогда как почти все современные источники меняют местами эти события.

О. Казарян вносит ясность:
После смерти императора Андроника Комнина (1185 г.) от рук единомышленников узурпатора Исаака II Ангела, его внуки Алексей и Давид, были тайно отвезены в Грузию, где воспитывались при царском дворе Багратионов. Совершенно очевидно, что внуки Андроника, которых воспитали Багратионы, и в которых Тамара видела будущих союзников грузинского государства, чаяли мщения за отнятый у их рода законный престол в Константинополе, в чём грузины были весьма заинтересованы.
Преемник Алексия IV Ангела, Алексей V Дука Мурзуфл, отказался выплачивать дань латинянам. Укрепив ромейскую армию, и посчитав, что уже достаточно силен, он предложил крестоносцам убираться подальше от стен Константинополя. Латиняне ответили осадой и взятием Константинополя. Но перед падением столицы Византии, зная о нестабильных и принявших антилатинский поворот отношениях ромеев с крестоносцами, в византийскую Понтию вторглись грузины. Они захватили Чанети (= Лазику. – Э. Г.), Трапезунд, Лимон, Синоп, Керасунт, Котиору, Амастриду, Ираклию и «все земли Пафлагонии и Понта» и передали их царевичу Алексию Комнину, положившему начало Трапезундской империи. Несмотря на то, что крестоносцы и грузины были на одной стороне против империи ромеев, нет прямых свидетельств тому, что они были прямыми союзниками и согласовывали все свои действия по вторжению в византийские владения.

·    Странные отношения Андроника и его потомков и грузинского двора. Андроник, которого преследует византийский император Мануил (двоюродный брат Андроника), находит пристанище в Грузии и даже участвует в военных походах. Его внуки избегают участи остальных Комниных, которых планомерно уничтожил новый византийский император (Исаак Ангел), и воспитываются при дворе царицы Тамар. Трапезунд Тамар отдает внуку Андроника Алексею...

Вот здесь и здесь Русудан – сестра Тамар (об этом известно из хроник) и мать Алексея от Мануила, сына Андроника, т.е. Тамар именно что тетка, а Русудан спасает своих детей от резни и укрывается у своей сестры. Логично.

Умопомрачительная история Андроника изложена у Можейко.

Такой вот Трапезунд...
Я не историк, а гид, и поэтому от слова "трапезунд" вздрагиваю только тогда, когда речь идет об ОБЪЕКТЕ.

Монастырь Феодора Тирона


Вот, что пишет о нем (монастыре Феодора Тирона в Иерусалиме) архимандрит Леонид (Кавелин):
Феодоровский монастырь, назначенный для помещения русских поклонниц; им заведывает в звании игуменьи мать патриаршего грамматика (секретаря) о. Павла, обучавшегося в Афинах. Монастырь велик и удобен. Церковь небольшая. На храмовой иконе изображены Феодор Тирон и Феодор Стратилат совместно. Этот монастырь служил некогда для помещения царственных поклонников из Трапезунта. Сад монастырский на второй террасе; в нем систерна и каменный водоем, возле которого растет столетний певк (род нашей сосны); корни его проходят далеко вниз.

Царственные поклонники из Трапезунда могли его посещать только в период существования Трапезунда, т.е. с 1204 по 1461.

Бир эль-Кут

Приведенную ниже информацию пришлось добывать кровью (не моей - тысяча извинений пострадавшей).

К сожалению, не к упомянутому выше монастырю Феодора Тирона (как меня просветила бесценная Яна Чехановиц) относится надпись, о которой в споре о первенстве грузинской или армянской письменности сказано: "...вам конечно известна иерусалимская надпись 420-430 годов выполненная алфавитом «Асомтаврули», найденная на месте бывшего грузинского монастыря имени Феодора Тирона, так вот..."
И еще о той же надписи: "Древнейшие надписи, сделанные на асомтаврули, сохранились... и в груз. мон-ре во имя св. Феодора в Палестине (2 мозаичные, ок. 433 - датировка акад. Г. В. Церетели)". 
Разгадать удалось потому, что "...Фото надписи доступно в интернете".  "Иерусалимская" – это две мозаичные tabula ansata ("таблички с ручками", их больше любят называть "ушастыми"). Вот одна из них:

гид по Израилю/Иерусалиму/экскурсовод в Иерусалиме/Израиле, авторская экскурсия

Монастырь, в котором обнаружена надпись на асомтаврули, находится в р-не Ар Хома, на дороге Иерусалим – Вифлеем, в общем-то сегодня уже в черте Иерусалима, объект зарегистрирован как "Хирбет эль-Кут".
То, что этот монастырь посвящен Феодору Тирону – предположение.
Одна из найденных табличек висит у францисканцев (музей на 2-ой станции Via Dolorosa).


Вот, сравните, анзате только "уши оборвали".

гид по Израилю/Иерусалиму/экскурсовод в Иерусалиме/Израиле, авторская экскурсия
Мозаика из Бир эль-Кут в музее францисканцев в Иерусалиме


Подписан экспонат так (перевод):

Грузинская надпись из монастыря Бир эль-Кут под Вифлеемом (5-6 вв. н.э.)
С помощью Христа и заступничеством св. Теодора, помилуй, Господи, настоятеля Антония и Иосию, сделавшего эту мозаику, а также отца Иосии и мать. Аминь
Бир аль-Кут копал Виргилиус Корбо в 1952. Письменных источников о существовании монастыря нет.
Л.А. Мацулевич (Академии наук Грузинской ССР, доктор искусствоведения) считал мозаики в Крестовом монастыре, в вифлеемской базилике Рождества, в монастыре в Пицунде и в Бир эль-Кут относящимися к одной художественной школе и одному времени. (Византийский временник РАН, с. 138–143.). Фотография мозаики из отчета В. Корбо на с. 139. Мозаика на фотографии из Вифлеема не соотносится с бирэлькутовской, фотографии мозаики монастыря Креста в статье нет...

Вот она:
гид по Израилю/Иерусалиму/экскурсовод в Иерусалиме/Израиле, авторская экскурсия

Виргилиус Корбо описал место (Бир эль-Кут) так:
"...находится в районе привифлеемских бедуинских кочевий. Местность, богатая холмами и склонами, образует великолепную панораму вокруг Вифлеема. С возвышенных точек перед глазами открывается знаменитая базилика Рождества... Определяя кратко местоположение Бир аль-Кута, можно сказать, что он расположен подле самого Вифлеема..."

О мозаике в Бир эль-Кут (Византийский временник РАН):
"Вымостка монастырской трапезной, внутреннего дворика и портика содержит четыре древнегрузинские надписи... Узор мозаики выполнен из ТЕССЕР (куб - с латыни) ярко-розового, черного, голубого и зеленого (местного камня такого цвета нет! – Э.Г.)".

Нашла!
116 объект Управления древностей. Ни слова о том, на каком языке надпись! 

И на местности нашла. Даже не ожидала такого роскошества. Вот, любуйтесь:


За фотографии спасибо Вадиму Домбровскому.
За поиски спасибо еще Галине Миневич (пострадавшей на ниве) и Любе Лейбзон.

 

***
Но и монастырь Феодора Тирона в Иерусалиме, в котором останавливались царственные поклонники из Трапезунта, располагал к тому, чтобы оставлять на его стенах надписи. Я нашла такие:


Не 5-6 века, не грузинские, но все же...

Еще картинки монастыря см. у  tozhe_kot 

Несколько смущает замечание Кавелина о просторности монастыря, хотя далеко внутрь меня не приглашали, а иерусалимское пространство имеет свойство неожиданно расширяться...

Монастырь в Умм Лейсун

Вторая грузинская надпись, которую я видела в Иерусалиме, – в археологическом парке Кнессета.


На территории Кнессета фотографировать не позволили, но о надписи (с фотографией:большая надгробная плита, надписи не видно) здесь. А также мелькает здесь.

Информация о надписи:

כתובת גיאורגית
כתובת גיאורגית עתיקה נמצאה בקריפטה של מנזר מסוף המאה הה' לסה"נ או ראשית המאה הו' לסה"נ: "זהו קברו של יוהן בישוף פורטווי, קרטוולי." הכתובת הוקדשה לאיש כמורה לא ידוע ממוצא איברי או גיאורגי. השם 'קרטוולי' הוא האזכור הקדום ביותר של גיאורגיה שנמצא בחפירות ארכיאולוגיות . מוצא: אום ליסאן, דרום-מזרח ירושלים.

Грузинская надпись найдена в крипте (склепе) монастыря. Датируется концом 5 – началом 6 в. "Это могила Иоанна эпископа _?_ (Портави/Портеви/Портви и пр. – что это? название? латынь? – Э.Г.), Картвели". Надпись посвящена неизвестному клирику еврейского или грузинского происхождения. Название "Картвели" – самое древнее упоминание Грузии из найденных при археологических раскопках. Найдено в Умм-Лисане (археологи произносят Лейсун. – Э.Г.) на юго-востоке Иерусалима (Археологический парк в Кнессете).

Отчет о раскопках в восточном Тальпиоте (Ум-Лисане)- (ивр.)

Вытяжка
Копал Иоханан (Джон) Залигман.
Находится объект к югу от Восточного Тальпиота. Нашли перед строительством. Первые раскопки – 1996. Маленький монастырь. Капелла, мощеная цветной мозаикой (сегодня на входе в музей Рокфеллера), несколько комнат и водосборник. Речь идет об одном из монастырей вблизи Иудейской пустыни, расположенных между И-мом и Вифлеемом, о тех, с которыми связана широкая дискуссия (Corbo 1955, Hirschfeld 1992).

гид по Израилю/Иерусалиму/экскурсовод в Иерусалиме/Израиле, авторская экскурсия
Мозаика из Умм-Лейсун в музее Рокфеллера

В 2002-2004 провели три сезона раскопок совместно с грузинской экспедицией под рук. проф. Гагошидзе.

В этот период нашли комнаты, мощенные камнем, водосборный бассейн (накопительный בריכת אגירה) и еще одно сооружение для воды, природа и использование которого неясны. Самая важная находка – склеп (крипта), вырубленный в скале. Для входа в крипту, которая расположена на востоке капелы, построены ступени. Внизу – два погребальных помещения. Южное выложено мелкими камнями, скрепленными раствором, внутри вырубленной в скале полости. В полу – два углубления для погребений. К северу от лестницы – склеп, выложенный из тесаного камня, по стенам – шесть акросолей над могилами в углублениях. Под мощением пола найдены еще семь могил. В западной части помещения – большая арка и под ней могильный камень с надписью на грузинском.
В могилах похоронено 24 тела, для 14 установлен пол: это 13 мужчин и одна женщина. В могиле с надписью похоронен мужчина лет 60.

Большинство монастырей не поддается идентификации на основе письменных источников, поэтому остается опираться на географию, топографию и археологию.
Киновия. Маленькая. В сельской местности обычны именно такие (исключение – большая киновия в Бир аль-Кут). Состоят такие киновии обычно из капелы, нескольких комнат вокруг центрального двора и водосборника под двором. Существовали за счет сельского хозяйства, угодья располагались в округе, зчастую используя то, что осталось от предыдущего (римского) периода.
Обнаружение миквы под двором в Умм Лисане указывает на то, что здесь ранее располагалось еврейское поселение, которое вновь было заселено в византийский период.
Палеографический анализ найденных надписей дает основания датировать их концом 5 в. – началом 6. Учитывая надписи, найденные Корбо в Бир аль-Куте неподалеку, мы имеем дело с собранием самых древних грузинских надписей не только из найденных в Израиле, но и в самой Грузии, что указывает на глубокую связь христианской общины Грузии со святыми местами в земле Израиля. Датировка подтверждается анализом керамики, остатков монастырской решетки, стилем мозаики.
К сожалению, ни в грузинских, ни в других источниках не упоминается епископ Иоанн из Портави (?). Раположение могилы в склепе свидетельствует о важной роли этого епископа в жизни монастыря. Этот факт, а также надпись на грузинском языке приводит к выводу, что данный монастырь был одним из ряда грузинских монастырей в Святой земле в византийский период.

Статья в ВИКИ (ивр.) утверждает, что монастырь основан Петром Ивером. Со ссылкой на Иоанна Руфа, текст которого переведен на грузинский и сирийский, греческий подлинник не сохранился. Рассуждения здесь.

Еврейский след

Нет, я не готова вернуться к Петру Иверу и рассуждать об ареопагитиках, о ересях, о том, что Нино крестила в Грузии прежде всего евреев (а Георгий Победоносец так почитается в Грузии еще и потому, что он – родственник Нино), и не буду говорить о том, что они (евреи) переселились туда в период ассирийского пленения или во времена Навуходоносора, или при Александре Македонском, я даже удержусь от того, чтобы связать Бир аль-Кут (колодец кутиев?) с самаритянами, которые могли... в Грузию, а потом... стали называть грузинский монастырь... (пусть уже останется хоть кто-то кроме евреев!), но один текст приведу:

Спустя несколько лет после этого стал царем в Персии сын Спандиата Барам, известный по имени Ардашир, превзошедший всех царей персидских. Он покорил Вавилон и Ассирию, сделал данниками греков и римлян. Тогда же и картлийцы стали данниками его. И были в Картли, таким образом, смешаны все эти племена и говорили здесь на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, сирийском, еврейском и греческом. Языки эти знали все цари картлийские, все мужи и женщины.
После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую. И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и Занави — местность евреев; Рустави, Матерь-крепость и Самшвилде; Мтверскую крепость, которая есть Хунани, и города кахетские. Во всех этих крепостях и городах нашел [Александр] воителей жестоких. Расчленил он войско свое и обложил все эти города и крепости, сам же стал во Мцхете (Картлис цховреба).

Комментарии, пожалуйста, сюда.

См. Великие авантюристы: Рено де Шатильон и Андроник Комнин
См. также Все темы:  Грузинское



Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"