26.01.2015

Церкви Свв. Архангелов и Свв. Иаковов в Иерусалиме. Подборка

Указанные в заглавии церкви находятся сегодня в армянской собственности.

Армянская версия представлена на русском языке, например, в книге уважаемого о. Гевонда вардапета Оганесяна, настоятеля монастыря Свв. Архангелов:

"С древнейших времен до наших дней эта обитель (мон-рь Архангелов. - Э.Г.) является собственностью армянской.
Часовня строится армянским царем свв. Трдатом и Григорием Просветителем в IV в. Историки сообщают, что в XII в. некий армянский царь идет на войну, прося заступничества свв Архангелов Михаила и Гавриила. Победив, он на месте часовни в честь свв. Архангелов строит церковь. В 1286 г. царь Киликийской Армении Левон III монастырь огораживает каменной стеною" (Гевонд вардапет Оганесян. Путь двух крестов. - И-м, 2014 - С.71).

Церковь Свв. Иаковов, по армянской традиции, стоит на месте, входящем в число тех, которые отметила постройками Елена жена Абгаря...


Елена из Адиабены - персонаж, известный по Иосифу Флавию, на него же ссылается и Мовсес Хоренаци.
По Флавию, Елена вместе с сыном приняла иудаизм, она помогала жителям Иерусалима в тяжелые времена, делала щедрые пожертвования Храму, ее сыновья сражались против римлян на стороне восставших (69-73)... Чтоб не множить сущности отправляю вас к Электронной еврейской энциклопедии: Елена, Адиабена. Какого Абгаря она жена - вопрос более сложный, это уже апокрифы, причем приличный корпус. Оставим в стороне и вопрос, какой именно извод иудаизма приняла Елена...

Вернемся к армянской версии:

"На пятый год ее присутствия в Иерусалиме, когда голод в земле Иудейской прекратился, она взялась за строительство малых часовен на святых местах. Первым делом она огородила место Гроба Господня, построив над ним часовню в виде пирамиды. После построила часовню на горе Елеонской (Вознесения) на месте следа стопы Господа, откуда он вознесся на Небеса. Огородила камнями также место рождения нашего Господа и ясли в Вифлееме. Строит часовню на месте захоронения головы апостола Иакова. После успения Богородицы она также огораживает Гроб Богородицы" (Там же, с.84).

Иногда церковь Архангелов и Иаковов объединяют: Так (стараниями Елены. - Э.Г.) возникли в Святой Земле первые христианские обители и среди них монастыри Свв. Иаковов и Свв. Архангелов. За две тысячи лет они неоднократно перестраивались и обновлялись, не забывали о них армянские цари и князья (Baratov B. Jerusalem.Pilgrimage to the holy land. Jerusalem, 2000. P. 166-167) (А.Р.УСТЯН. Армяне и Византийская империя. Часть 1, с.16).

Я не хочу вступать в спор по теме "чем армяне лучше, чем грузины", поэтому приведу, в основном, только цитаты.

Ц. Ангелов на месте дома Анны

Мон-рь Архангела / Архангелов / Ангела есть в другом месте (Михаила Архангела), поэтому наш в источниках упоминается с уточнением – «на месте дома Анны».

© Иоанн, граф Сольмский*, 1463 год: Им (грузинам. - Э.Г.) также принадлежит церковь Ангелов, которая стоит на месте дома епископа Анны.

© Цагарели: В 1483 был в И-ме путешественник Брейденбах... Много этого народа живет в Иерусалиме и много у них святынь, в особенности они владеют Голгофою и отверстием в скале, где Крест был водружен и Христос был распят, - на этом месте у них алтарь и помещение для своих драгоценностей. Они владеют и церковью Св. Ангела, куда Христос с Масличной горы в первый раз был приведен… (Цагарели**, с. 59)

…в 1519 путешественник Чуди… Их священники и монахи состоят постоянно в храме Св. Гроба… Голгофою владеют грузины, равно и церковью Св. Ангелов на месте дома первосвященника Анны (Цагарели**, с. 60 + с. 130)

© Монах Прокопий Назианзин Арабоглу* ((† после 1833), драгоман Иерусалимской патриархии / Анфим Анхиальский († после 1833), монах, секретарь Святогробского братства, библиотекарь И-мской Патриархии. Главный его труд - обработка и завершение масштабной хроники Прокопия Назианзина. Попираемый Иерусалим: После взятия Иерусалима султаном Селимом I часто начали приходить в Иерусалим Армяне на поклонение Святым местам и оставались там; они тогда оказывали нам большое послушание и почтение. Наши отдали им тогда для жительства дом Анны, лежащий вне Иерусалима у Св. Сиона (имеется в виду отсутствие стен? – Э.Г.); с течением времени они присвоили себе этот дом и до сих пор владеют им.
  
© Православная Энциклопедия: Церковь св. Архангелов в Армянском квартале построена, вероятно, на остатках ранневизант. ц. св. Архангелов. Ц. XII в.- 3-нефная базилика с 2 парами прямоугольных в сечении столбов. Центральный неф повышен и освещен боковыми окнами. Как и узкие боковые, он перекрыт 3 крестовыми сводами. Здание восстанавливалось в 1286 и 1371.

Монастырь Св. Иаковов

Церковью Св. Иакова в источниках могут быть названы две: Иакова брата Господня у ворот Храма Воскресения и Иакова Заведеева на Сионе (нынешний Иаковов). Монастырем Св. Иакова - только нынешний Иаковов.

© Цагарели** (курсивом - Цагарели, прямым - мое)
В XI в. возник известный монастырь Св. Иакова на Сионе, которого основание приписывают царю грузинскому Георгию Куропалату, о чем, однако, Картлис-Цховреба ничего не говорит…

Ссылается (с. 95) на Муджираддина (†1521) - не нашла, только: одна из 4 наиболее почитаемых.

с.117 – 120. Монастырь Св. Иакова Заведея на Сионе… Одна арбская запись на экземпляре «Жемчуг» св. Иоанна Златоуста (рукопись Крестового монастыря, с. 192. – Э.Г.) говорит, что «один грузинский царь заказал два списка Четвегоевангелия, и один из этих списков с мощами, положенными в оклад его, подарил монастырю Св. Иакова в Иерусалиме»…
Муравьев говорит: «мон-рь Св. Иакова был основан грузинами во времена их благоденствия и не более трехсот лет, как достался в руки армян, вместе с хорами храма Воскресенья, как о том свидетельствует грамота, хранящаяся в Патриархии Иерусалимской. Армяне обязываются ею уступить эти святилища грузинам, как скоро сии последние в состоянии будут платить Порте ежегодную подать за обладание сею обителью». Я в 1883 году не видел этого документа…
…несомненно, что грузины с ХIII в. не жили более в этом монастыре, а жили в нем в это время армяне. В XV в. жили в нем копты, но в 1595 году снова армяне; в половине XVI в. поселились в нем абиссинцы. При Сулеймане I в XVI в. на короткое время получают ее снова армяне. Но в 1658 году занимают его греки, а в 1666 снова армяне.
С. 129 – Предположение Тоблера, что это из возможных мест Грузинского монастыря 550 года, т.е. Ивера.

© Каптерев*** цитирует Досифея (патриарх Иерусалима в 1669-1707):
Как иногда святогробские отцы относились к своим патриархам, видно из следующих случаев. Когда патриарх Паисий (годы патриаршества: 1645- 1660, именно он обошел Н. Чолокашвили - грузинского претендента на патриарший престол. - Э.Г.) получил султанский указ о передаче православным всех бывших в Палестине владений абиссинцев и в Иерусалим с этой целью прибыл турецкий чиновник, тогда наместник Святого Гроба "беззаконный Анфим, родом из Сикурт (не нашла! – Э.Г.), дерзкий и гневный, как Ахиллес, и снедаемый завистью к патриарху, пошел и сломал печати при церкви св. Иоанна, которая находилась вне святых врат, и отдал ее армянам, равно как и четыре кельи при святых вратах; также и монастырь св. Иакова воспрепятствовал грекам взять в свое распоряжение, почему он и остался за армянами! Паисий, однако, снова было выхлопотал приказ о передаче грекам монастыря св. Иакова, но проклятый Анфим, по закоренелой вражде к патриарху, пошел к судье и сказал ему, что монастырь принадлежит армянам и потому пусть они им и владеют. И таким образом армяне опять завладели монастырем св. Иакова да в Вифлееме воротами, садом и двумя домами, принадлежавшими хабесиянам (эфиопам. – Э.Г.), и владеют даже и поныне". Это обстоятельство так сильно огорчило патриарха Паисия, что он никогда не мог простить Анфима и, умирая, говорил: "Кто из верных как не согрешил, молю Бога даровать им отпущение грехов, но кто коварно был виновником того, что монастырь Св. Иакова отдан армянам, тот, как сообщник еретиков, да будет осужден на вечное проклятие".
<…> Армяне, конечно, употребили все усилия к тому, чтобы отстоять те владения, какие им достались от абиссинцев, и успели с помощью денег завладеть "монастырем св. Иакова, да в Вифлееме воротами, садом и двумя домами; но большая и важнейшая часть абиссинских владений все-таки перешла в руки греков, которые таким образом за счет абиссинцев увеличили в Иерусалиме владение православных". (Н.Ф.Каптерев).

@ Парфений Афинянин*, митрополит Кесарии Палестинской, в 1737 - 1766 гг. патриарх Иерусалимский:
<Пропускаю историю о богатстве армян в результате того, что они нашли грузинский клад, перестраивая бывшие грузинские строения. Будем считать, что эта история - результат раздражения Парфения на происки армян>.
cтория тяжбы армян и греков, от владения монастырем Св. Иакова ставится в зависимость право на другие святыни, на первенство службы при Гробе и пр., среди прочего:>
…Вслед за тем при султане Магомете, взявшем столицу в 861 г. (1456-1457) иерусалимский патриарх отправил к императорскому правительству посольство состоявшее из монахов и светских людей, которое предъявило указ Магомета, скрепленный его ладонью, актинамэ Омара и указы египетских царей. По предъявлении этих документов помянутый султан Магомет дал им согласный с теми документами указ, скрепленный его собственноручной подписью. Он утвердил за нами грузинский монастырь во имя Св. Иакова, о котором теперь спорят Армяне; этот указ он подтвердил собственноручною подписью, прибавив самые страшные угрозы, предавая нарушителей его вечному проклятию. И этот указ помянутого царя хранится у нас.

@ Максим Симский* (святогробский архим., † до 1810)
Франки же тогда поселились в монастыре Богослова, наняв его у Грузин за 100 золотых, не считая других платежей, которые внесены в два ходжета. В подражание франкам поселились Армяне, и они наняли у тех же Грузин за 50 золотых монастырь Св. Иакова Апостола, сына Зеведеева.

…Саллах ад-дин отдал некоторые места в Иерусалиме своим союзникам Грузинам, Св. Голгофу, монастырь Св. Феклы, монастырь Предтечи, монастырь Иоанна Богослова (которым теперь владеют Франки), монастырь Апостола Иакова, брата Богослова (к-ым теперь владеют Армяне), мон-рь Св. Николая.

@ Арабоглу*, († после 1833):
После взятия И-ма султаном Селимом I часто начали приходить в И-м Армяне на поклонение Св. местам… Позже они, взяв пример с франков, наняли у Грузин мон-рь Св. Иакова Зеведея (он принадлежал Грузинам), заключили с ними условие, что наемная плата будет в 50 червонцев, дали им 500 червонцев, т. е. за 10 лет вперед, Грузины взяли у них расписку и помянутый мон-рь был отдан Армянам; при [165] заключении этого условия присутствовал патриарх Герман . Об этом договоре был составлен и со стороны И-мского суда оправдательный ходжет на арабском языке, и вручен патриарху Герману (ибо Грузины были тогда ямак подчинены нам), ходжет этот хранится у нас до сих пор. После Германа патриархом был Софроний I. Так как прежний 10 летний договор окончился, Софроний заключил новый договор с Армянами и увеличил наемную плату до 200 червонцев; когда по прошествии года Софроний требовал эту сумму, друзья Армяне отказались ее уплатить, и соглашались платить только 50 червонцев по условию, заключенному при Германе. Но Софроний подал на них в суд и доказав, что они лгут и хитрят, получил полностью 200 червонцев и получил об этом и другой арабский ходжет, который вместе с остальными хранится у нас. По прошествии нескольких лет Армяне начали возводить в монастыре некоторые новые постройки, возобновлять и чинить их тайно, без разрешения патриарха. Узнав это, Софроний подал на них в суд в 1021 отоманском г. (рассчет по хиджре, 1612. – Э.Г.) в царствование султана Ахмета I. На суде они сознались, что постройки и починки в помянутом монастыре они делали на основании вакуфа, что ни одна из сделанных издержек не будет засчитана в наемную плату, что мон-рь этот принадлежит Грекам, что они не совладельцы его, а нанимают его за плату. На этом основании был составлен и другой арабский ходжет и дан судом Софронию, каковой хранится вместе с другими. При патриархе Феофане, бывшем тогда в Константинополе, армянский наместник в И-ме, по имени Киркор, раздав множество денег и-мским Сарацинам, судьям и чиновникам, мутевели Пресвятого Гроба и И-мскому градоначальнику, получил от них планы и судебные документы, дающие им право первого шага во время обычных служений и крестных ходов в храме и особенно во время служения и крестного хода в Великую Субботу. Послав эти документы в Константинополь армянский патриарх на их основании пытался получить обманным образом царский указ и отнять у нас таким образом первенство. Но Феофан, живший в то время в Константинополе, узнав о действиях против нас Армян, подал прошение султану Мураду IV, судился с ними в диване, благодаря Богу одержал верх и получил Высочайший указ, скрепленный хат-шерифом от султана Мурада IV в 1044 г.

Итак, была церковь Иакова брата Г-дня у храма Воскресения (так и осталось) и церковь с монастырем – Иакова Заведеева. Не знаю точно, но получается, что не ранее XIX в. и при армянах церковь стала посвящена одновременно Иакову-брату и Иакову Заведееву и стала церковью Иаковов.

@ Православная энциклопедия, статья Иерусалим:
Входящая в комплекс арм. кафедрального собора св. Иаковов (см. Иаковов святых армянский мон-рь в Иерусалиме) ц. св. Мины предположительно датируется ранневизант. эпохой. <...>
В юго-западной части Иерусалима (совр. Армянский квартал) в сер. V в. Петр Ивер основал Иверийский мон-рь (Vita Petri Iberi. 1895. S. 27-30), а в кон. V в. св. Савва Освященный выстроил гостиницу с небольшим храмом для своих монахов и паломников (Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 116). Основание монастыря и подворья не найдены <...>

В той же части города известны руины практически не исследованных построек ранневизант. эпохи (мечети Якубия, ц. св. Фомы, арм. монастыря Архангелов); на территории совр. арм. парковки К. М. Кеньон открыла часть ранневизантийской мозаики с изображением зайца и греческой надписью, упоминающей Вассу (возможно, спутницу и подругу имп. Евдокии) (и воспитательницу грузинского царевича Маруана, который стал потом Петром Ивером. - Э.Г.).

<...>
К сер. XI в. внутри городских стен сформировались кварталы, разделенные кардо и декуманусом ранневизант. эпохи. Сев.-зап. квартал, в котором был расположен храм Св. Гроба, сохранялся за христианами. Евреи занимали сев.-вост. квадрат, мусульмане - всю юж. половину города. Завладевшие городом крестоносцы учинили погромы мусульман и евреев, изгнав их из города. Арабы-христиане заселили Еврейский квартал, к-рый был переименован в Сирийский. Армяне заняли юго-зап. квартал, а немцы - юго-восточный. <...> Находящийся рядом с Куполом скалы Купол цепи был превращен в часовню-мартирий ап. Иакова Младшего: согласно Иоанну Вюрцбургскому (ок. 1165), апостол был сброшен сюда с крыши Иерусалимского храма, под к-рым подразумевается Купол скалы (Pringle. 2007. P. 183).
<...>
Мамлюки начали привлекать в И. иудейских паломников; ок. 1267 г. раввин Нахманид (Рамбан) с группой переселенцев основывает синагогу, получившую его имя; евреи селились на горе Сион, и только в ХV в. сформировалось ядро совр. Еврейского квартала. Наряду с мусульм. и иудейскими культовыми объектами в И. было до 20 церквей и монастырей различных христ. исповеданий. Большинство христиан составляли правосл. арабы Иерусалимского Патриархата. Среди монашества встречались выходцы из всех регионов правосл. мира - греки, грузины, славяне. В И. проживала также небольшая община армян, группировавшаяся в квартале у мон-ря св. Иаковов, где в кон. XIII в. были восстановлены арм. ц. св. Феодора и ц. св. Архангелов. Ок. 1290 г. в И. возвращаются францисканцы <...> Между христ. общинами шла постоянная борьба за обладание св. местами и за первенство в богослужении (см. в ст. Иерусалимская Православная Церковь).

Попробуем суммировать.


  • Первенство в постройке церкви (капеллы) на месте нынешней Свв. Иаковов оспаривают армяне и грузины. Однозначного вывода сделать невозможно. Мне вариант с Петром Ивером кажется более убедительным (точнее, больше нравится), чем вариант с Еленой из Адиабены (отдельный вопрос, считать ли ее армянкой...)
  • Предположение: первоначально церковь (нынешняя Свв. Иаковов) была посвящена Иакову Заведееву, никакой другой церкви того же посвящения я не нашла. Напротив, церкви (капелы), посвященные Иакову Младшему, было еще две (скорее всего, в разное время): 1) у врат Храма Воскресения, так и осталось,  2) на Храмовой горе в период крестоносцев купол Цепи - насколько это было нововведением крестоносцев или опиралось на традицию, я не готова судить. Иаков Младший, брат Г-день - первый епископ Иерусалима. Армяне считают своих патриархов преемниками Иакова.
  • Самое распространенное мнение о принадлежности: при крестоносцах - у армян (иногда ссылки на королеву Мелисенду с ее армянскими корнями). Салах ад-дин отдал грузинам, армяне отняли при османах. Хотя Цагарели пишет иначе...
  • Тема взаимоотношения крестоносцев и грузин у меня здесь. Конкретно про Иаковов в этот период ничего однозначного не нашла.
  • При Салах ад-дине Иаковов, - скорее всего, у грузин, у кого отнял Салах ад-дин, не нашла. Отношения грузин с Салах ад-дином здесь.
  • Что было при османах, отражено в приведенных выше текстах. К приходу османов монастырь принадлежит грузинам, но после длительной борьбы (всех со всеми) переходит к армянам.

В общем, однозначных ответов мало. Меня (с моей нейтральной стороны) больше интересует процесс поисков, а не в чью пользу результат. И уж совсем не интересно, "чем армяне лучше, чем грузины". История этих народов равно увлекательна. У меня больше текстов про грузин только потому, что я больше занималась этим вопросом. Скоро исправлюсь.

=========================================

* А. Цагарели. Памятники грузинской старины в Святой земле и на Синае. - Православный Палестинский сборник, т.4, вып.1, 1888.
** Искать здесь: Восточная литература
*** Н.Ф. Каптерев. Господство греков в Иерусалимском патриархате...


Продолжение: Как появился второй Иаков (предположение)


Если вы заметили опечатки или неработающие ссылки - сообщите, пожалуйста. Контакты на боковой панели.

Мои экскурсии представлены здесь и на сайте "Путешествуйте!"