11.11.2011

Битва при Эйн-Джалуте. Монголы в Иерусалиме

Авторская экскурсия. Эксккурсовод в Иерусалиме / по Иерусалиму /в Израиле / по Израилю
На отдаленном юго-западе долго не знали о смерти Монкэ-хагана. В сентябре 1259 г. Хулагу при помощи киликийского царя начал большую войну в Месопотамии и Сирии против тех же Эйюбидов. Выйдя из Мугани и пройдя к югу от оз. Ван через Диярбакир, он взял Майафаркин, Эдессу, Амид, Харран и 25.01.1260 - Алеппо, после чего ему сдалась Хама. Эйюбидский правитель бежал в Египет; весной 1260 г. монголам сдался Дамаск и к лету Хулагу занял Газу, оказавшись на пороге Египта. Он собирался идти на Иерусалим, но узнал, наконец, около начала июня о смерти Монкэ и немедленно отбыл на курултай, оставив в Палестине лишь Кетбугу с небольшим отрядом (Могултай Монгольская империя в 1248-1388).


До курултая Хулагу не доехал. Он получил сведения о расколе и начале междоусобицы (Аригбуги и Хубилая) и вернулся в Иран. В результате сложной игры, в которую я не буду вдаваться, он создал свой улус, который в 1261 был признан великим ханом Хубилаем, которому нужна была поддержра Хулагу против Аригбуги.
Хулагу получил от Хубилая ярлык на управление всеми землями "от Амуйа до Мисра" (от Амударьи до Египта), превращавшимися отныне в его наследственный улус (1261 г.).
<..>
...в ходе сложного выяснения отношений между братьями-Толуидами (Хубилай, Аригбуга, Хулагу) Хубилай собственными руками подвел мину под весь имперский порядок. Ради частного политического выигрыша (обеспечения поддержки со стороны Хулагу) он создал на формально джучидских территориях новый улус Империи - улус Хулагу, грубо нарушив джучидские права и чингисово распределение территорий. Это предопределило джучидско-хулагуидский конфликт в обеих его формах: прямом противостоянии ханов Улуса Джучи и Улуса Хулагу и создания джучидскими отрядами особого антихулагуидского княжества “негудерцев” на индийской границе (Могултай).

Вот мы и получили ситуацию, когда против монголов можно бороться в союзе с монголами, как это делала в том числе и Грузия, и мамлюки...

Но вернемся к Эйн-Джалуту.

И снова великий Хулагу собрал огромное войско свое и двинулся на Сирию, Халеб, Дамаск, Харран, Урфу, Амид и другие области. Послав [часть войск] совершать набеги в разных концах страны, сам осадил Халеб и начал воевать с ним. Султан тамошний по имени Юсуф из рода Саладина, того, что разорил Иерусалим, оказал ему сопротивление и не покорился, а запер перед ним городские ворота и стал храбро сражаться. Великий Хулагу осадил город со всех сторон и спустя долгое время силой захватил его. И началась в городе резня.
<…>
И, оставив около двадцати тысяч войск для охраны тех краев, [Хулагу] повернул обратно в долину Хамиана на зимовку (вообще-то, как мы знаем, поехал на курултай. – Э. Г.).
А султан Мсыра (Египта. – Э. Г), собрав большое войско, напал на сторожевые татарские войска, во главе которых стоял некто по имени Кит-Буга, христианин по вере, по происхождению найман, человек, пользующийся большим уважением. Он вступил с султаном в бой, и, хотя и храбро сражался, все войско, находившееся с ним, было перебито, ибо египтян было чрезвычайно много. Сражение произошло в долине [у подошвы] горы Фаворской. Там в сражении вместе с Кит-Бугой было множество армян и грузин, погибших вместе с ними (татарами). И было это в 709 (1260) году армянского летосчисления.

·        Здесь делается упор именно на то, что христианин Китбуга воюет с мусульманами-мамлюками. Очень понятный упор. Грузинам и армянам, участвовавшим в битве, это было важно.

·        Эйн Джалут не то чтобы у горы Фаворской, но, если я скажу, что у подножья горы Гильбоа, разве станет понятней тем, кто там не был? Во всяком случае, ближе, чем в других источниках: "под Азой" или "в долине Хула", "недалеко от Назарета", селение в районе Наблуса, примерно в двух километрах от купели, где Иоанн Креститель крестил Иисуса (последняя ссылка для тех, кому срочно надо посмеяться).

В этом же году было истреблено войско, оставленное Хулаву Эль-ханом в Шамской земле для ее охраны в числе двадцати тысяч под начальством великого полководца, Кит-Бухи, христианина по вере, которому султан Мисра (Египта) во главе бесчисленного войска дал сражение у подошвы Фаворской горы. Войско Бухи, как малочисленное, потерпело поражение; часть его отведена в плен, а другая, размявшись, скрылась и, таким образом избавившись, явилась к царю армянскому. Многие Татары и христиане встретили в нем сострадание и, получив от него одежду, лошадей и съестные припасы, с признательностью (в сердцах) возвратились к своему государю. С тех пор в лице царя Хетума прославилось имя Христа и между своими и между чужими.

А по свидетельству инока Магакии (Григора Акнерци):
После того Гулаву-хан приказал собрать по два человека из каждого десятка своих войск и под предводительством Кит-буги отправил их на Алеппо и Дамаск. Взяв Алеппо татары беспощадно умертвили жителей города, часть их увели в неволю и набрали при этом много добычи. Сам Гулаву тайно следовал за войском. Узнав о взятии Алеппо, жители Дамаска сдали город и городские ключи лично Гулаву-хану. В то время город Иерусалим и св. гроб со времен султана Саладина находились во власти таджиков. Узнав о том Гулаву-хан, пошел на Иерусалим, взял его, и войдя в храм св. Воскресенья поклонился св. гробу. После того он с миром воротился в восточную страну. Между тем татарский предводитель Кит-буга, не приняв мер предосторожности, зашел в неприятельскую землю на 10 дней пути ниже Иерусалима. Узнав о том поганые и нечестивые Египтяне с большими силами напали на татар, частью истребили их, частью обратили в бегство, многих взяли в плен, и вслед за тем отняли у татар Иерусалим, Алеппо, Дамаск. Все это было совершенно ими с помощью Франкских рыцарей, которые в то время еще не заключали союза с татарами. Так это случилось.

·        Мамлюки в союзе с крестоносцами отняли у монголов (а на их стороне армяне и грузины) Иерусалим, который завоевал Хулагу, чтобы поклониться святому Гробу...

Кроме как у Григора Акнерци, прямых указаний на присутствие монголов в Иерусаиме я не нашла.

Зато есть вот такое:
Когда в 1250 г. власть над Египтом перешла от Айюбидов к мамлюкам, Иерусалим был включен в состав султаната сирийских Айюбидов, ведших войну с мамлюками. В начале 1260 г. в Эрец-Исраэль вторглись монголы; жители Иерусалима, охваченные паникой, бежали из города. В сентябре 1260 г. мамлюкам удалось нанести монголам поражение у Эйн-Харода (Эйн-Джалута – Э.Г.), и Страна Израиля стала частью мамлюкского султаната. Первое время после отступления монголов (из Иерусалима или из Эрец-Исраэль?) Иерусалим оставался в запустении.
Нахманид, прибывший в Иерусалим осенью 1267 г., в письме к сыну описывает то плачевное состояние, в котором пребывал Иерусалим через семь лет после монгольского нашествия. По словам Нахманида, в Иерусалиме постоянно проживало только двое евреев — братьев, красильщиков по профессии, — в доме которых приезжавшие в город евреи собирались по субботам для молитвы. Под руководством Нахманида была создана небольшая община из оставшихся в Иерусалиме и его окрестностях еврейских жителей и его учеников, основана существующая и доныне синагога Рамбан (но не на том месте, где ее основал Рамбан. – Э.Г.) и, по-видимому, иешива. Нахманиду удалось убедить несколько еврейских семей, укрывавшихся от монголов в близлежащих поселках (7 лет!), вернуться в Иерусалим. С тех пор еврейская община города существует беспрерывно. (Элевен)

·        Опять непонятно, монголы брали Иерусалим или достаточно было намерения со стороны монголов, чтобы люди 7 лет прятались от возможного нападения.

Комментарии сюда.


См. также Все темы:  Грузинское


Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"