Мамлюки собрали значительное войско и направились в Палестину. 3 сентября 1260 г. при местечке Айн-Джалут была решена участь не только Египта, но и всей Сирии. Монголы потерпели полное поражение, их главнокомандующий был взят в плен и казнен. Остатки монгольского войска спаслить бегством и переправились на левый берег Евфрата. Теперь мамлюки могли распорядиться Сирией по своему усмотрению. Уцелевшие кое-где Айюбиды стали вассалами Кутуза, во многие области Кутуз назначил своих наместников, в основном из мамлюков.
Во время торжественного возвращения в Каир Кутуз был убит мамлюкским беем Бейбарсом, который посчитал себя обойденным при раздаче высоких постов. Войска признали Бейбарса султаном.
Главное внимание Бейбарс (1260-1277) уделял укреплению центральной власти и любыми средствами расправлялся с мятежными или даже просто ненадежными наместниками. В конце концов он добился прекращения нескончаемых мелких междоусобиц, которые в течение многих десятилетий изнуряли обе страны, мешали налаживанию хозяйства, торговых сношений.
Бейбарс сломил силы крестоносцев, отвоевав у них главные города. В руках крестоносцев остались только Триполи и Акка. Он справился также с исмаилитами-ассасинами: к 1273 г. Бейбарсу сдались последние крепости ассасинов. Он наладил дружеские отношения с кипчаками - ярыми врагами Хулагуидов, тем самым предотвратил возможный союз монголов и крестоносцев. В 1277 г. Бейбарс собрал многочисленную армию, перешел через Тавр и нанес новое поражение монголам. Однако он не сумел закрепить свою победу и был вынужден отступить. Во время отступления султан умер.
Одним из самых выдающихся мамлюкских султанов после Бейбарса был Калаун (1280-1290). Он продолжал централизаторскую политику Бейбарса, упрочив свое государство. Он создал новый отряд мамлюков из кавказских народностей. Так называемые черкесские мамлюки были расквартированы в каирской цитадели и стали прочной опорой султана.
Калаун заключил торговые договоры с Генуей, Сицилией, Кастильей. Александрия и Каир становятся посредниками в торговле между Западом и Востоком. Египетское влияние было распространено на Нубию, Йемен. Шерифы Мекки также подчинились Калауну. Все это обеспечивало безопасность торговых путей в Индию, куда стали плавать арабские купцы.
Могущество мамлюкского государства поддерживалось после смерти Калауна свыше ста лет. Мамлюкские государи проводили большие общественные работы, строили дворцы, мечети. При них строго соблюдалась налоговыя система. Главными сборщиками налогов они назначали по-прежнему коптов-христиан.
В начале XIV в. и монголы, и мамлюки совершали взаимные нападения, предпринимали крупные походы. Мамлюки шаг за шагом занимали пограничные районы Армении. В 1315 г. они взяли крупный г. Малатью. Монголы со своей стороны не раз разоряли сирийские области, неоднократно занимали, правда, с большим трудом, города Хама, Дамаск и подвергали их разграблению. В 1303 г. мамлюки нанесли монголам решительное поражение под Дамаском, и эта битва имела решающее значение. В 1323 г. монголы заключили с мамлюками мирный договор, но затем, во время распада государства Ильханов, мамлюкские султаны пытались извлечь выгоды из внутренних беспорядков и междоусобных войн, раздиравших соседнее государство. Они поддерживали то одного, то другого наместника или правителя, принимали посольства, договаривались о практической помощи, но реально не помогли никому.
С 40-х гг. XIV в. стали усиливаться раздоры между сирийскими и египетскими мамлюками, что значительно ослабило мамлюкское государство, хотя оно и оставалось единым. К 90-м гг. XIV столетия в Каире выдвигаются черкесские мамлюки. Они сумели устранить своих соперников и основали новую мамлюкскую династию.
Первым султаном из черкесских мамлюков был Баркук (1390-1399), который захватил власть как в Египте, как и в Сирии. Приближение войск Тимура, захват ими Багдада и всей Месопотамии создали непосредственную угрозу мамлюкским владениям. Баркук заключил союз с малоазиатскими тюркскими государствами, однако деятельного участия в войне не принимал. Тимур на время был отвлечен от сирийского похода осложнениями в тылу, затем совершил поход в Индию. За это время им были потеряны Багдад, Мосул и другие важные пункты в Ираке.
В 1400 г. Тимур начал новый поход на Сирию. К этому времени Баркук умер, а его преемнику было всего 15 лет. Мамлюкские эмиры продолжали взаимные раздоры, и нечего было и думать об объединении военных сил обеих провинций. Кое-как сговорившись между собой, навстречу врагу выступили только сирийские эмиры. Битва произошла в районе Халеба. Войска Тимура одержали над ними победу, город был захвачен и разорен. Тимур сравнительно легко сумел занять города Северной Сирии и подошел к Дамаску. К этому времени туда подоспели и мамлюкские войска из Египта во главе с 15-летним султаном Фараджем (1399-1412), но они не приняли участия в бою и вернулись назад: султан опасался заговора.
Дамаск сдался добровольно. Тимур разорил и сжег древний город. Мечеть Омейядов была разрушена, церковь святого Иоанна, в свое время использованная арабскими завоевателями для мусульманского богослужения, сожжена. Завоеватели не щадили ни старого, ни малого. Никто уже ни в Сирии, ни в Египте не осмеливался выступить против столь грозного завоевателя.
Тимур вскоре отступил из Сирии и повел свои войска на дальнейшие завоевания, тем самым Египет был избавлен от захвата, но установить внутренний порядок в стране не удавалось уже почти ни одному султану. Один за другим происходили дворцовые перевороты. Мамлюкские беи и эмиры разоряли страну. Год от года росло число произвольных налогов и повинностей. Султаны часто прибегали к порче монеты (АЦАМБА Ферида Мустафовна, между прочим).
Не буду перессказывать различные версии и догадки о национальной принадлежности мамлюков, о том, с кем и против кого они дружили...
Мамлюки разрушили все (слава, Богу, не совсем все) крепости крестоносцев.
Мамлюки строили. Особенно впечатляющее мамлюкское строительство – на Храмовой горе и вокруг.
А все потому, что детям, по мамлюкским законам, нельзя оставить наследства, потому что сын – не мамлюк, его в рабство не брали, он нужной выучки не прошел. Но ведь жалко дитяти, родная кровиночка, поэтому можно что-нибудь построить и оформить вакуф (организация с тем же названием до сих пор распоряжается Храмовой горой), а дитё сделать опекуном этого посвященного имущества и тогда дитяти полагается процент с прибыли.
Вот некоторые результаты (список неполный) мамлюкского чадолюбия в Иерусалиме:
Мамлюкское строительство сосредоточено в трех местах в Старом городе:
¨ на Храмовой горе: аркада вокруг Купола Скалы - «весы Судного дня» (северо-западная сторона), к северу от Ворот Муграби и почти по всей западной границе - колоннада (ривак), наподобие окружавшей всю территорию Храмовой горы в период Х-2; вдоль западной стены купольные сооружения, посвященные религиозным событиям, раннеисламским пророкам, завии (завия, зауя) – молельные помещения, которые используют в основном суфии для уединения; медресе (в том числе Ашрафия и Танкизия); сабили (в том числе Кайтбей) эль-Кос; летняя кафедра (по мусульманской традиции - Саллах ад-дин); ворота Колен и минарет ворот Колен / минарет Израиля; Темные ворота, или ворота короля Фейсала; Ворота семьи Ганим , Железные, Хлопковые и пр.; бани (можно заглянуть с Храмовой горы – указатель на туалеты).
¨ Вокруг Храмовой горы: отремонтированы мосты, примыкающие к Храмовой горе, и на них проложена улица Шильшелет («арка Вильсона»), а позже Хлопковый рынок. Там же за воротами мавзолей Туркан Хатун бат амир Такитайн бен Сальджутай эль Узбеки и библиотека Халидия и пр. Отремонтирована ул. а-Гай и улица, идущая от сегодняшних Львиных ворот (ворота Колен). На этих улицах построены медресе, раббаты (странноприимные укрепленные дома для мусульман) и общественные столовые для бедных паломников. Дворец госпожи Туншук (и-Такия) - на Маалот а-Медресе.
¨ Для иностр. купцов - хан эль Султан и базарная площадь недалеко от храма Воскресения (карнизик хороший очень) .
¨ Для иностр. купцов - хан эль Султан и базарная площадь недалеко от храма Воскресения (карнизик хороший очень) .
Кроме того:
¨ Минарет мечети Омара в качестве пары к Ханке Саллах ад-дина – "два исламский стража христианской святыни".
¨ Мавзолеи вне Старого гоода – на Мамиле Кубабия и Камария в парке между улицами Иошияху и Штраус.
И пр., и пр.
И еще приведу выдержки из текста, демонстрирующего мамлюкскую любовь к родителям (текст любезно предоставлен Митей Фруминым). Это решение церковного суда по поводу иска, поданного руставским епископом Степаном по поводу денежного пожертвования египетского Ибреим бека (Абрама Шинджикашвили) в 1778 г. (Египет принадлежит Блистательной Порте, но мамлюки занимают высокие посты, а Грузия еще не подписала Георгиевский трактат (1784) и записка обращена к "царю обеих Грузий" Ираклию):
Уже двенадцать лет, как египетский Ибреим бек выслал сорок четыре тумана золотом на постройку церкви в Марткоби. Мы расследовали дело с этими деньгами и выяснили, что церковь не построена, а деньги на месте. Привели брата того бека Басилу Шинджикашвили и спросили, и он под строжайшей клятвой именем Б-га сказал: "Когда я к нему прибыл, Ибреим бек спросил меня: "В Марткопи опять в хлеву производится церковная служба или поставили другую церковь?" Я ответил: "Нет, наверху что есть церковь Св. Николая, там служат". Он сказал: "А ведь моя мать туда подниматься не сможет, что же ей делать?" Потом он спросил: "А кто сейчас Руставским архиепископом?" Я ответил: "Сын Энисельского моурави Кирилл". Тогда он мне сказал: "Я пошлю немного денег для постройки церкви", и прислал через нашего зятя Горгия Беруашвили двести золотых, которые были переданы Кириллу Руставскому. Я свидельствую об этом перед Б-гом". Дело этих денег мы расследовали также через некоторых горожан, а также служителей Руставского (епископа) духовных и светских лиц, и от них тоже узнали, что прибывшие оттуда деньги Кирилл ссудил под проценты и помимо сгоревших, поныне имеется один вексель на пятьдесят туманов из этих денег, взятый от свечника Зураба, а еще десять туманов, состоящие из ссуды и процентов, находятся у Исайи Гардукеташвили, а еще одна золотая шапка с драгоценными камнями, а также проценты с этих денег девять туманов упомянутый Кирилл Бодбийский тайно израсходовал на милостыню и на благотворительные дела, о чем Зураб-свечник свидетельствует как очевидец. Этих денег мы разыскивать не стали и сочли нужным умолчать.
Подтвердилось (таким образом), что эти двести золотых со своими процентами для постройки Марткобской церкви действительно были высланы и будет по воле его высочества.
Кто успел посчитать?
44 (нетронутые) + 50 (у Зураба) +10 (у Исайи) = 204.
"А еще одна золотая шапка с драгоценными камнями" не то у Исайи, не то "тайно израсходованы на милостыню". Про 9 туманов процентов понятно. А откуда шапка?
Самое интересное, что 200 (даже 204!) туманов нашли и церковь построили, а вот бека, как замечает Митя Фрумин, в строительной надписи не упомянули. Так это и неудивительно. 22 года прошло со времени отсылки денег, мама бека точно не дожила, да и бек...
Пост об Абраме Шинджикашвили в kavkazweb.net открыть не могу, потому как на форум напали хакеры, но можно понять:
Он был переименован в Ибрагима его владельцем (в соответствии с ... правитель Египта с 1757 г.; из династии Мамлюков. Родился в Грузии в семье ... Почти 300 лет, с 13-го по 16-й век, Исламским миром правил .... Марткоби, носившим до принятия ислама имя Абрама Шинджикашвили, ...
А вот есть такое:
Беи и эмиры из числа абхазов, мегрелов, лазов, других кавказских народов, а также выходцев из украинских и южнорусских степей, принявших ислам, от имени Порты правили многими прибрежными городами и целыми провинциями в Африке и на Ближнем Востоке... Со временем, в XVIII веке, особую власть в военной верхушке мамлюков получили грузины.
...грузины организовали восстание против паши. Ими руководил абхаз шейх Али-бей, к концу своей жизни ставший каирским самодержцем... в начале 70-х годов XVIII cтолетия, несмотря на поддержку русского флота и палестинцев, он потерял власть...
Мамлюки, известные своей доблестью и смелостью, сумели не только отразить попытки Турции восстановить свое влияние в Египте, но и расчистить себе пути к власти в Ираке. В Багдаде в конце XVIII века правил грузин Сулейман-паша, в Каире -- грузины Мурад-бей и Ибрагим-бей.
...грузинский артиллерийский офицер Манучар Качкачишвили, отправившийся в 1786 году в Каир навестить своего умирающего дядю, признал во всемогущем Ибрагим-бее кахетинца Абрама Шинджикашвили, уроженца деревни Марткоби. Он вершил судьбами Египта, опираясь на "союз побратимов" -- правящую мамлюкскую верхушку, состоявшую из 18 беев. (Из книги С.Кулика "Черный Феникс").
Ну вот мы и вернулись к Грузии...
Комментарии сюда