31.07.2011

Грузинское

Территория Израиля в 3 с чем-то раза меньше территории Грузии, населения почти в 2 раза больше в Израиле... Но грузины не готовы к тому, что здесь ТАК толкаются (на схождении Благодатного огня).
Климат в обеих странах средиземноморский, средняя температура у нас в 2 раза выше...
Но это не главное...

Крестоносцы

Яков де Витри (13 век, епископ Акры) одним из первых рассказывает о них в «Восточной истории»:
А кроме того, обитает на Востоке еще один христианский народ – воинственный и отважный в сражениях, крепкий, словно дуб, и могущественный неисчислимым множеством своих воинов. Сарацины их весьма опасаются.
И, будучи со всех сторон окружены неправедными народами, а с персами, мидянами и ассирийцами уже долгое время имея общие рубежи, при этом они часто ведут войны со своими соседями, хотя и несут большие потери. Эти люди называются георгианами, ибо святого Георгия, которого они считают своим защитником, патроном, а также покровителем в сражениях против неверных, прославляют с благоговением и почитают его более всех святых. Они используют Святое Писание на греческом языке и соблюдают в богослужении греческий обряд. Клирики там носят на голове круглые тонзуры, а миряне квадратные.
Всякий раз как отправляются и паломничество к Гробу Господню, вступают в Святой Град безо всякой дани (речь идет о времени, когда Иерусалимское королевство не включает Иерусалим, захваченный мусульманами. – Э.Г.) и с высоко поднятыми остриями копий. От сарацин они не ожидают никаких неприятностей, а не то, возвратившись в родные края, другим сарацинам – своим соседям – за все отплатят сполна. Да и знатные женщины у них, словно амазонки, подобно мужчинам с оружием участвуют в сражениях. А когда латинское войско осаждало Дамисту, они с большим негодованием пригрозили правителю Дамаска Корадину, который, если бы не их требовательность, видел в мечтах своих уже разрушенными стены Иерусалима. Волосы и бороды они отращивают длиной почти с локоть, а на головах носят круглые шапки из войлока.

То есть, когда мне сказали, что приезжает 200 грузин, 40 из которых - мои, я поняла: Грузинский крестовый поход!

В принципе, отношения православных грузин с крестоносцами "не вписываются" в популярную в наших краях теорию, что крестоносцы притесняли православных хуже, чем то же делали мусульмане.

Попробую по порядку.

Давид, правил 1089—1125

Дидгорская битва


Самое известное совместное предприятие – Дидгорская битва, 1121, битва Давида Строителя в коалиции с Балдуином II (королем Иерусалимским) против сельджуков. Кстати, Давид отказался платить дань сельджукам в 1099 (в год Первого крестового похода).
Обратите внимание на выражение "грузинские крестоносцы".

Про грузинских крестоносцев есть форум - любопытнейшая штука.
Темы, там обсуждаемые, в основном затронуты в статье Ованнеса Казаряна.

Читая Казаряна, я встала в охотничью стойку здесь:
Особое внимание царь Давид уделял ближневосточным монастырям и храму Гроба Господнего в Иерусалиме, где помимо прочих подвизались и грузинские церковники. Его ближайшие сподвижники Иоанн Сапарели, грузинский католикос, и Арсений Икалтойский, духовник царя, в 1103-1105 гг. восстановили знаменитый грузинский Крестовый монастырь - оплот грузинского христианства на Святой земле. После смерти Давида, его семья продолжала помогать Иерусалимским монастырям щедрыми пожертвованиями. В этой связи необходимо вспомнить первую супругу Давида, армянку-халкидонитку, имя которой не сохранилось (на форуме – Русудан). Грузинские источники нам ничего не говорят о судьбе первой жены царя Давида, хотя существует латинский источник, где есть упоминание о ней. Это письмо латинского кантора и пресвитера храма Гроба Господня Анселла, епископу Парижскому Галлону и архидиакону Стефану. Письмо датируется 1120 г. (Давид умер в 1125! – Э.Г.). Анселл повествует о том, что супруга царя Давида приняв монашеский постриг, прибыла в Иерусалим «с намерением не возвращаться назад». Взяв с собой много золота, «распределила по конгрегациям, находящимся в Святом Граде, раздала нищим и паломникам», а затем под началом латинского патриарха Иерусалима, Гибелена Арльского, «создала в Иерусалиме благочестивую конгрегацию георгиан». Впоследствии она, по просьбе монахинь и самого патриарха, и вовсе приняла на себя управление конгрегацией, т.е. стала абатиссой.

И еще (встала в охотничью стойку) здесь:
...в период правления Деметрэ грузинская диаспора Иерусалима находилась в активном взаимоотношении с латинянами Святого Града. Об этом свидетельствует грузинская рукопись XII в., обнаруженная грузинским монахом Лаврентием Окрибели в 1808 г. в Крестовом мужском монастыре. Зинаида Тоидзе именует эту рукопись – «Голгофским синаксарем»19.
«Голгофский синаксарь» содержит поминальные записи с перечислением имен знатных тамплиеров, вероятно, благодетелей Крестового монастыря. Этот уникальный документ, один из немногих дошедших до нас, свидетельствует о тесных контактах грузинских монахов Крестового монастыря с братьями ордена тамплиеров. Более того, из документа следует, что между монахами Крестового монастыря и тамплиерами существовало Евхаристическое общение, а тамплиеры в рукописи именуются «братьями». В 1155 г. рукопись была переписана неким Георгием Додосом, вероятно, греком-монахом владевшего грузинским языком. Памятная запись «ბერძენთა ზედა მეფობასა მანოელისსა, ქართლს - დიმიტრისსაჲ, იჱრუსალიმს - ბულდიონისსაჲ» свидетельствует о том, что перепись была окончена в период правления «греческого царя Мануила, грузинского - Димитрия, иерусалимского - Булдиона (т.е. Балдуина III)», и «დასაბამითგანნი წელნი იყვნეს ხღნთ და ქრონიკონი ტოე» - по грузинской системе летоисчисления от сотворения мира ( =6759-5604=1155 году) и по «грузинскому хроникону» (=375-780=1155 году)20. Одна из поминальных записей рукописи гласит: «ჯვარო პატიოსანო, შეიწყალე ძმაჲ ჩუენი ჯოფრე ფაუსათ»21, - «Честной Крест, помилуй брата нашего Жофре Фаусата». Тут следует подразумевать Жоффруа де Фуше, француза по происхождению и одного из видных членов ордена тамплиеров, талантливого дипломата, прецептора (в 1164 г.) и одновременно прокуратора ордена. Другая поминальная запись22 воспоминает Филиппа де Мийи, будущего магистра ордена тамплиеров, его супругу Изабеллу (Елизавету), их дочь Елену и ближайших членов этой аристократической семьи. Когда составлялась данная агапа, Филипп де Мийи был собратом ордена тамплиеров, но позже, овдовев, он вступил в орден и стал его магистром. Ещё одна поминальная запись воспоминает: «ჯვარო პატიოსანო, ადიდე და შეიწყალე სირ პერ კუმანდური ტაძრელთა», - «Честной Крест, возвеличь и помилуй сира Пэра (Пьера), командора храмовников» и т.д. «Голгофский синаксарь» является не единственным документом, свидетельствующим о близких контактах грузин с тамплиерами на Святой земле. Л. Менабде приводит две поминальные записи из грузинского Евангелия, датируемого 1155-1187 гг., на станицах которого воспоминаются латиняне и, возможно, это также тамплиеры. Сегодня это Евангелие хранится в Париже, но было оно обнаружено всё в том же Крестовом монастыре23. «ქრისტე ღმერთო, შეიწყალე ძმაჲ ჩუენი პერ მარტინე, პერ გონსალ» - «Христе Боже, помилуй брата нашего Пьера Мартина и Пьера Гонсала»; «უფალო ღმერთო, შეიწყალე ძმანი ჩუენნი კონდოფრე და კოსტანტინე და ბოტიერ» - «Господи Боже, помилуй братьев наших Кондофрэ (Годфруа) и Константина, и Ботьера». Уникальность этих средневековых рукописей пока не оценена по достоинству, даже сам «Голгофский синаксарь» остается до конца не изученным.

И о Давиде россыпью факты и "телеги".

Генеалогия Багратидов от царя Израиля Давида через брата Иосифа Клеопу приводится в сочинении XI в. «История и повествование о Багратионах» Сумбата:

…Матфан родил Иакова, Иаков родил Иосифа, Иосифа мужа Марии и брата Иосифа Клеопу, Клеопа родил Наума…

Сумбат следует за Евсевием Кесарийским
...Все единодушно признали достойным здешнего престола Симеона, сына Клеопова, о котором упомянуто в Евангелии. Говорят, что он приходился Спасителю двоюродным братом. Егезипп пишет, что Клеопа был братом Иосифа...

Но вот где-то год назад родилась "сестра Клеопа".

Я предполагаю, что дело было так:
С легкой руки переводчика на русский язык, переписчика или наборщика сочинения Вахушти Багратиони на сайте (замечательном, в общем) текст представлен так:
Матафа родил Якова, Яков родил Иосифа и Клеопу, Клеопа родила Наома, Наом родил Салу, Сала родил Ровоама, Ровоам родил Мухтара...

Так вот и родилась "сестра Клеопа" по ошибке родителей – и понеслось!..

Можно не знать Клеопу, но ведь в то время женщины в принципе не имели такой моды - рожать!..

И потому мы будем держаться того Клеопы, который родил Наума, от которого в каком-то там поколении появляется тот Баграт, который...  даст нам возможность особенно радовать туристов из Грузии в 5 (!) местах: Латрун, Кубейбе, Артас, Абу-Гош, Моца (см., например, [info]yozhik),  - претендующих на звание Эммауса: Лука 24:12-35.

"Вдова Давида"

Письмо Анселла, кантора Гроба Господня, из Иерусалима. О частице Креста Господня, попавшей из сокровищницы царя Давида Строителя в собор Парижской Богоматери (1108-1109)

Галону, Божией милостью епископу парижан, и Стефану архидиакону <...> и всему собору Святой Марии Парижской, Анселл, Преславного Гроба кантор и пресвитер, хотя и недостойный, преклонение, почтение, любовь и такой в этом веке жизни, чтобы вашими молениями в будущем с вами заслужить мне нескончаемую радость.
<...> Кроме того, о дарах, которые дал мне Бог к чести и славе и к возвышению вашей церкви и вас, и вашего города, дар величайший и несравненный, то есть крест из древа Святого Креста, через Ансельма, верного вам, обещанный вам переслал, от которого и письмо ваше нам посланное получил. Как познали мы из Греческих и Сирийских писаний, колода креста Христова из четырех была древ: одно, на котором Пилат написал надпись, второе, на котором руки Его растянуты и ладони были прибиты, третье, на котором Тело Его подвешено, четвертое, на котором был прибит крест; который еще излиянием крови из бока и стоп окрашен и освящен был, и крест тот, который вам я послал, из двух состоит древ, так что крест вложен в крест: вложен — из того, на котором висел; в который вложен — из подножного, в котором крест был утвержден; оба досточтимые, оба святые.
Далее, Давид, царь Георгианов, который со своими предшественниками Врата Каспийские держал и сторожил, где заключены Гог и Магог, что и сын его доныне делает, которого земля и царство против Мидян и Персов для нас как бы предградие, этот, однако, крест, доколе был жив, с величайшим благоговением и тщанием содержал. Со смертью которого (Давид умер в 1125! – Э.Г) и сына на царство восшествием жена его, почитаемая более за святость, чем за знатность рода, постригла главу и образом благочестия облеклась и, взяв крест тот и много золота, в Иерусалим с немногими прибыла, не для возвращения, но чтобы там в мирном молчании и молитве окончить жизнь; и из золота, что доставила, общинам Святого Града разделила части, а также нищим и паломникам элемосины раздала. Потом в подчинении господина патриарха Гибеллина вступила в Георгианскую монашескую общину, что в Иерусалиме. И немного спустя по просьбе сестер и патриарха приняла управление общиной. Наконец, распределив и раздав и изжив на нужды порученной общины все, что привезла, когда голод постиг нашу область, сама с подчиненными стала нуждаться. И, когда уже многое в дар, многое заимообразно приняла, благочестивым порывом была подвигнута для нужд порученной ей общины сделать то, что никоим образом не сделала бы для нужд своего тела. Так это древо, ни с какою мздой несравнимое, по этой причине было приравнено к мзде. Вот, я послал его к вам, молю, содержите его с честью, как подобает вам. Но, чтобы и памятным было для последователей и наследников ваших, откуда и каким образом вы им завладели, напишите в книгах ваших: “Анселл, клирик наш, этот крест из древа Святого Креста церкви нашей и нам из Иерусалима переслал”. Итак, прошу вас, чтобы вы ответили любовью на мою любовь к вам и после моей смерти в молитвах ваших поминали меня. Что же касается доставщика такого сокровища, счастливо ли до вас доберется, письмом вашим известите меня <...>
<...> Вы спросили, по какой причине, по какой нужде доля эта от Креста Господня была взята. Я же вам открою, что оттуда, из писаний и сообщений старцев Сирийских услышал и познал. Читается в Евангелии, что много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, которые не написаны в книге этой. И вы многое читали, но не все. Многое ведь имеют Греки, чего не имеют Латины. Читали, однако, что святая Елена Крест Господень посередине дала рассечь, и крест в Константинополь к сыну отвезла, и крест в Иерусалиме оставила. Оставленный похитил Косдрое, при разорении Иерусалима, и отвез в Персиду. Который Эраклий по убиении Косдрое вернул в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Эраклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить. Итак, возложив кучу бревен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили, с мыслью, что если одна его часть будет похищена для сожжения, таким образом другие части будут сохраняться. Итак, в Константинополе-граде, кроме императорского креста, есть отсюда три креста, на Кипре — два, на Крите — один, в Антиохии — три, в Эдессе один, в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме — четыре; Сирийцы имеют один, Греки из Святого Саввы — один, монахи из долины Иосафат — один; мы, Латины, при Святом Гробе имеем один, который имеет полторы пяди длины и один палец ширины и толщины столько же. Также патриарх Георгианов имеет один; царь еще Георгианов имел один, который сейчас по милости Божией имеете вы («Восточная литература»).

Попутал здесь все Анселл. И Давид еще жив, и жена от него не уезжала. И это он половецкую княжну Гундарукт незнатной считает... Но история о том, что грузинам принадлежит часть Честного Креста, а до стараний Ансельма две части принадлежало, - показательная. И еще интересны взаимоотношения православных и католиков.

А о Кресте, кстати, и здесь:

Из «Историй деяний христиан в Палеcтине и на Востоке» Гийома Тирского (XII-XIII вв.):

Поведаю вам о георгианах, у которых в монастыре хранится одна из частей Креста, о том, что они за народ, а не какова их страна. Страна их называется Аваг, и там есть и король и королева. Другие народы называют эту страну страною женщин. А называется оная страною женщин потому, что царица той страны скачет верхом и ведет за собою войско женщин точно так же, как король ведет мужчин. В стране этой у женщин только одна грудь, и я расскажу вам почему. Когда девушка родится и достигает созревания, ей удаляют правую грудь каленым железом, а левую оставляют так, чтобы она могла кормить ею детей. А того ради удаляют правую грудь, чтобы она не мешала ей метать копье во время сражения (RCH. Occ. II, 504; Michelant, Raynold 1882: 47).

То есть получается, что не продавала крест мифическая вдова Давида!
Но тогда выходит, что Грузия – страна амазонок.

Комментарии сюда.



Если вы заметили опечатки или неработающие ссылки - сообщите, пожалуйста. Контакты на боковой панели.

Мои экскурсии представлены здесь и на сайте "Путешествуйте!"