Евангелия детства, места почитания родителей Богородицы и Введения Богородицы во Храм

Вифезда – одно из самых древних почитаемых мест, вокруг которого сгруппировалось несколько традиций. Впервые о существовании церкви на Вифезде упоминается в Житии Петра Ивера от Руфа, и это не известная по другим источникам церковь Марии на Пробатике, а церковь Расслабленного. Данное сообщение приводит к выводу о том, что традиции почитания Богородицы и затем – родителей Богородицы на Вифезде сложились позднее V в. и не одновременно.
Список мест почитания родителей и детства Богородицы дает представление о разнообразии традиций и их изменчивости. 

О рождении и детстве Иисуса мы узнаем из двух евангелий - Матфея и Луки.
Попытки согласовать эти версии привели к такой схеме:
·
Благовещение происходит в Назарете (Лука, у Матфея Святое семейство появляется там впервые только после Египта),
·
рождение Иисуса — в Вифлееме (Матфей, Лука),
·
там же к новорожденному приходят пастухи (Лука) и волхвы (Матфей),
·
оттуда Иосиф и Мария отправляются в Иерусалим для совершения обрядов над младенцем-первенцем (Сретение у Луки, у Матфея в это же время родители спасают Младенца от преследований Ирода бегством в Египет),
·
затем происходит бегство в Египет (Матфей, а у Луки – Сретение, через сорок дней после рождения),
·
Назарет (у Матфея первое прибытие в Назарет, из Египта, у Луки – возвращение, из Иерусалима),
·
посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма (Лука).[1]

Множество подробностей о детстве Иисуса, а также все подробности о детстве Богородицы известны из апокрифов или агиографических произведений, которые по тематике условно называются Евангелиями детства, все они расширяют повествования канонических евангелий (Мф 1-2; Лк 1-2).
Первым из Евангелий детства считается «История Иакова[2] о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова», II в.), в нем появляются имена родителей Марии (Иоаким и Анна), Введение Марии во Храм и другое - все события происходят в Иерусалиме и Вифлееме.

В «Евангелии псевдо-Матфея» в Иерусалиме, у Золотых ворот, родители Марии встречаются после пребывания Иоакима в пустыне и благовестий от ангела Анне и Иоакиму о рождении дочери, появление Марии в Вифлееме в связи с переписью Квириния объясняется тем, что она родилась в Вифлееме. Иосиф и Мария в детские годы Иисуса переезжают в Назарет, потом в
Иерихон. Иосиф работает в Капернауме...

Корпус Евангелий детства очень обширен, но и приведенные выше примеры говорят о том, что традиции данной тематики сложились разнообразные… С этими традициями связаны определенные места.
ü  Византийская традиция, связанная с местом рождения Марии (церковь Марии на Пробатике) продолжается церковью Св. Анны периода крестоносцев.
ü   В Иерусалиме же почитается и место погребения родителей Богородицы, причем, это место ранее указывалось в доме Иоакима и Анны (см., например, у игумена Даниила), позже и по сей день - в Гефсимании, в Гробнице Богородицы.
ü  В Сайданае почитают дом матери Анны, что мне представляется совсем
поздней традицией.
ü  Традиция почитания на Храмовой горе Введения Богородицы во Храм
складывается, по-видимому, поздно. Ее нет ни у византийцев, ни в период
крестоносцев…
o   У греческого паломника XVI в. читаем: «На восток. от Иерусалима, Святая Святых и храм, где учил Христос… Там был убит пророк Захария. Там старец Симеон приял в объятия Христа, там Богородицу питал ангел».
o   Т. Коробейников (В. Позняков)[3], XVI в.: «А от великия церкви на восточную страну, пошед мало, ввержением от лука стрелити дважды, стоит церковь… Святая Святых... В той церкви прият праведный Семион на руку Христа и глаголя: ныне отпущаеши раба твоего владыка — весь до конца… В туж церковь введена бысть Пречистая Богородица, трию лет суща, хранима бысть и питаема от руки Ангеловы до 12 лет».
o   В начале XVIII в. русский паломник И. Лукьянов: «В той же церкви приял Симеон Христа на руки и глаголаше: "Ныне отпущаеши раба своего" и протчая. В ту церковь[4] введена бысть Пресвятая Богородица трию летъ, в той церкви питана быстъ от ангела хлебом небесным двоюнадесяти лет».
o   В 30-е годы XIX в. русские путешественники застают традицию, согласно которой «Эль-Акса… обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы» (А. Норов).

Помимо перечисленного, в Израиле есть еще места почитания родителей Богородицы (прежде всего, Анны):
ü  В Бейт-Гуврине (он же Элевтерополь, Бетагабри и пр.) церковь Св. Анны
(сохранилась восточная часть), построена крестоносцами – на византийских
основаниях. Остатки церкви – археологический объект. Истоки традиции в
византийский период не нашла.
[5]  Элевтерополь, по-видимому был опустошен и разграблен в VIII в.[6] В период Крестовых походов город (Бетагабри), находящийся на пути из Иерусалима в Газу и Ашкелон (Аскалон), в месте, где прошло множество боев, вновь стал одним из важнейших укрепленных городов, со своим епископом.
ü  В Циппори (Диокесария, Сейфурия и пр.) почитался дом родителей Богородицы.
Сейчас там можно увидеть остатки церкви Св. Анны периода крестоносцев. (В
XII  в. Иоанн Фока говорит, что Галилейский город Сепфори почти необитаем и не обнаруживает даже и остатков своего прежнего величия: Иоанн был здесь после битвы при Карней Хиттин[7], в которой Циппори играл особую роль.) В развалинах церкви иногда проводится служба. Место принадлежит францисканцам.
Специалисты предполагают несколько слоев под крестоносцами:
o   синагога: найдена мозаика с именем ктитора: рабби Иудан бар Танхум[8];
o   церковь византийского периода, предположительно построена при Константине Иосифом Тивериадским,[9] разрушена в правление цезаря Галла[10] в 352 г. в ходе антиримского восстания, центром которого был Циппори;
o   церковь восстановлена в в. и, возможно [11], существовала (?) во время паломничества Антонина из Плаченцы (VI в.): «Мы прибыли в пределы Галилеи, в город, называемый Диокесария, в котором мы поклонились — как нам говорили — кувшину и корзинке святой Марии. В этом месте было и седалище, на котором она сидела, когда пришел к ней ангел» (Путник Антонина).
ü  Назарет – город Благовещения Богородице. В церкви Благовещения есть часовня
Иоакима и Анны.[12]
ü  В Вади-Кельт (Нахаль-Прат), находящемся между Иерусалимом и Иерихоном в
Иудейской пустыне, в монастыре Хозива, в горах
[13] над потоком, что напротив Иордана, - пещера пророка Илии (где тот скрывался во время засухи - 3 Цар. 17:3) почитается и как место, где Иоаким молился о даровании ему потомства, а в пещере Георгия Хозевита (в том же монастыре) жила Анна в конце своей жизни (по местному преданию). Монастырь действующий.



1. См. Б. Деревенский. Иисус Христос в документах истории
2. Этого Иакова отождествляют с Иаковом Братом Господним (Гал 1:19) и, в свою очередь, с апостолом Иаковом Алфеевым, или Иаковом Меньшим (Мф 10:3; Мк 3:18; 15:40; Лк 6:15), считающимся сводным братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
3.  Более известен текст, приписываемый Т. Коробейникову (конец XVI в.), однако этот текст в большей своей части является повторением произведения более раннего – середины того же века, и принадлежащего В. Познякову.
4. Место Сретения связывали с Куполом над Скалой.
5. Петр Диакон в первой половине XI в. отмечает: «На двадцать же второй миле от Иерусалима <…> убил Давид Голеафа Филистимлянина, в Елевферополе же <…> есть гробница пророка Аввакума. А от Елевферополя на пятнадцатой миле находится гробница святого пророка Ездры <…> А на третьей миле <…> есть гробница святого пророка Михея». Анны в этом перечне нет.
6. Об этом сообщается, например, в «Сказании о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Савы» (речь идет о нападении арабов в 797 г.).
7. Битва крестоносцев с Салах ад-Дином в 1187 г., в результате которой крестоносцы потеряли (помимо прочего) Иерусалим.
8. Надпись в Циппори: упоминает Иудана бар [Тан]хума. Появляющийся в описаниях Иудан бар Танхум бар Бота достраивается, по видимому, по аналогии с надписью того же времени (IV в.) в Кане, где упомянут Иоса бар Танхум бар Бота и его сыновья. Предполагают, что Иудан и Иоса – братья (см., напр., Galilee Through the Centuries, 1999).
9. Иосиф Тивериадский известен как обращенный еврей, построивший много церквей в Галилее. В христианской литературе отождествляют Иосу бар Танхума в надписи из Каны с Иосифом Тивериадским (cм., напр., The Archeology of the New Testament, 2014). Считается, что в еврейском Циппори население не позволило Иосифу построить церковь (Циппори был центром антиримского восстания Галла в 350-351 гг.) и первые церкви здесь появляются только в в. (см. 1987, חלב ודבש בציפורי, а также Studies in the History and Traditions of Sepphoris, 1984). При этом Епифаний Кипрский (ум. 403), от которого, собственно, мы и знаем об Иосифе Тивериадском, утверждает, что Иосиф построил церкви в Тибериаде, Диокесарии (т.е. Циппори), Капернауме и других местах (Панарион. Ересь 30)
10. Племянник Константина Великого, соправитель (351 – 354) императора Констанция II (337 - 361), сводный брат Юлиана – в будущем Отступника (361-363).
11. Из текста Антонина вовсе не следует, что он посещал церковь. Свидетельство Антонина о том, что в Циппори почиталось место Благовещения Марии – единственное, других не известно. 
12. См. обзор традиции почитания места рождения Богородицы в кн.: Полторак, 1213.
13. Иоаким удалился в пустыню (Первоевангелие Иакова) или в горы (псевдо-Матфей) от стыда за бесплодие, там ему явился ангел с обетованием.