02.08.2012

«Церковь влкмч. Ипатии» в Вифлееме

Католическая церковь Св.Екатерины в Вифлееме примыкает к Храму Рождества.
Святая Екатерина Александрийская, говорят при рассказе о церкви, была почитаема блаженной Павлой и ее дочерью Евстохией и даже самой св. Еленой, которая-де и поставила здесь капеллу, посвященную св. Екатерине.
Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: 3 анонимных мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом (10 в.)
Исторически на роль Екатерины претендует образованная девушка, упомянутая Евсевием Кесарийским (ок. 263—340), его современница:
Одна из женщин, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал ее, но был не в силах убить готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал ее ссылкой и забрал всё ее имущество Книга 8, гл.14 (12).



Руфин (друг, а потом враг Иеронима) переводит «Церковную историю» Евсевия и добавляет имя девушки до крещения – Доротея.

Согласно житию св. Екатерины, составленному Симеоном Метафрастом в 10 в., Екатерина родилась в Александрии, к восемнадцати годам (это 305 год) она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

И все бы хорошо, и почему бы образованной римлянке Павле не почитать образованную римлянку Екатерину, только…

В XX в. житие св. Екатерины Александрийской было отнесено католической церковью к тем, которые лишены документальных подтверждений. Легендарная кончина великомученицы может датироваться началом IV в., но первые упоминания ее имени относят к VIII в. Известный монастырь у подножия горы Синай, в котором хранятся мощи мученицы, был, вероятно, основан не позднее правления императора Юстиниана (VI в.), однако с культом св. Екатерины он оказывается связан только в IXX вв. В X в. великий византийский агиограф Симеон Метафраст написал греческое житие св. Екатерины, а при императоре Василии II оно вошло в менологий и вскоре попало на Запад (“Золотая легенда” Якова Ворагинского и др. сборники) (Отсюда, там же о культе Екатерины на русской почве).

Дополнительным аргументом за то, что не была Екатерина особо почитаемой со стороны Паулы святой, считаю и то, что в «Сказании о добродетелях блаженной Паулы», написанном Иеронимом в связи со смертью Паулы, ни слова не говорится о св. Екатерине как образце для подражания (См. текст «Сказания»).

Так кто же она - святая Екатерина?
Мы знаем много образованных женщин-христианок Римской империи – та же Меланья Старшая и Меланья Младшая, Паула, о которой сейчас идет речь, Евдокия, которая появится потом...
Только вот подробности образования св. Екатерины больше соответствуют характеристикам другой женщины, язычницы, которую уважали и некоторые христиане (Иероним, в том числе). Вот как о ней пишет христианский историк Сократ Схоластик (ок. 380 — после 439):
Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей (Отсюда).

Среди уважавших ее за скромность был и Иероним.
Среди ее учеников и корреспондентов были и христиане. Так, учеником Ипатии был эпископ Птолемаиды (в Ливии) Сенезий (Синезий).

А потом произошло следующее:
«…люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части], а [куски] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это навлекло немалую хулу не только на Кирилла, но и на Александрийскую церковь [в целом], ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста (Сократ Схоластик).

Произошло это уже после смерти Паулы и в последние годы жизни Иеронима.

А с Кириллом Александрийским позже (в 431 году на Эфесском соборе) произошла такая история:
Несторий <...> считая, что Пресвятая Дева Мария родила человека, только впоследствии воспринявшего Божественную природу <...> предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Святитель Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух естеств. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои анафематизмы (Вики).

А если вы думаете, что евреи здесь ни при чем, так вы глубоко ошибаетесь! Вот вам еще Сократ Схоластик:
Книга 7 глава 13. О бывшей в Александрии между христианами и иудеями битве и раздоре епископа Кирилла с префектом Орестом
В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, — по следующей причине. Александрийская чернь любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнения. Случилось, что эта самая чернь и тогда взволновалась — не по какому-либо важному поводу, но по причине распространившегося во всех городах зла, то есть страсти к плясунам. Так как плясун в день субботний собирал к себе гораздо более народа, потому что иудеи, ничего в этот день не делающие, занимались не слушанием закона, а театральными зрелищами, то суббота обыкновенно бывала днем столкновения народных партий. Александрийский префект хотя до некоторой степени и ограничил такой беспорядок, однако иудеи все-таки не переставали враждовать против людей противной партии. Будучи всегда и везде врагами христиан, они еще более вооружились против них из-за этих плясунов. При таких-то обстоятельствах александрийский префект Орест делал в театре politeian — так обыкновенно назывались общественные распоряжения. Тут были и приверженцы епископа Кирилла, желавшие знать о распоряжениях префекта, и в числе их находился один человек, по имени Иеракс, бывший учителем детских наук и, как пламенный слушатель епископа Кирилла, всячески старавшийся возбуждать рукоплескания при его поучениях. Когда толпа иудеев увидела этого Иеракса в театре, то вдруг закричала, что он пришел на зрелище не за чем другим, как для возбуждения смятения в народе. Между тем Оресту и прежде было ненавистно владычество епископов — частью потому, что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников, а особенно потому, что Кирилл хотел иметь надзор и над его распоряжениями. Итак, схватив Иеракса, он всенародно в театре подверг его мучениям. Узнав об этом, Кирилл позвал к себе знатнейших из иудеев и, вероятно, грозил им, если они не перестанут возмущаться против христиан. Но иудеи, слыша угрозы, сделались еще упорнее и во вред христианам придумывали козни. Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии. Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, — так называют иудеи места своих молитвенных собраний — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам. Но учитель врачебных наук Адамантий, отправившись в Константинополь, прибег к епископу Аттику и, приняв христианство, впоследствии опять жил в Александрии. Между тем александрийский префект Орест был крайне огорчен этим происшествием и очень скорбел, что столь великий город так неожиданно лишился такого множества жителей, а потому донес об этом царю. О злодействе иудеев известил царя и сам Кирилл, хотя, тем не менее, посылал и к Оресту людей с предложением ему своей дружбы, потому что к этому побуждал его александрийский народ. Но Орест отверг дружбу епископа. Тогда Кирилл взял и держал перед ним книгу Евангелие, думая хотя этим пристыдить его, однако и такая мера не смягчила префекта, — и между ними осталась непримиримая вражда, следствием которой было следующее. (Отсюда)

 Изгнание 415 (414?) года было первым (пишут «из первых») изгнаний евреев из христианских стран.

 А у Схоластика дальше идет 14 глава о том, как монахи избили Ореста и как Кирилл пытался с ним помириться, а потом уже глава 15 «Об Ипатии философе». Вина Ипатии такова:
Так как она очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (Сократ Схоластик).

 Вот так вот.
  •  Церковь в Вифлееме стала церковью св. Екатерины не раньше, чем при крестоносцах. А почему – отдельная история, я думаю, похожая на русскую… Накануне Крестовых походов и в Крестоносском королевстве было достаточно сильных и образованных женщин, которые могли поспособствовать созданию «кода Екатерины».
  • Ипатия пострадала за свободу вероисповедания.
  • Ипатия пострадала по вине евреев (про Кирилла я молчу, его и так все склоняют). Синагогу ей надо посвятить, что ли?
 Ну, и в строку:
  • Иерониму (не только Екатерине) тоже пришлось ждать. Его Вульгату канонизировали только в 16 в. Почему, спрашивается? Это, может быть, в следующий раз.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ ОБ ИПАТИИ
    Комментарии сюда.


    Мои экскурсии представлены также на сайте "Путешествуйте!"

    E-mail: eleon.gor@gmail.com
    Skype: eleonora21gor
    Мой телефон в Израиле: 054-4934618
    (из-за границы звонить +972-54-4934618)