Вернемся к Адаму.
В Евангелии от Никодима содержатся мотивы, развитые впоследствии. К 4-5 вв.
с искуплением Адама связывают не только Распятие, но и само место Распятия.
Иероним Стридонский (4-5 вв., создатель Вульгаты – перевода Библии на
латинский язык, утвержденного только в 16 в.) в Комментарии на Мф 27:33
отвергает легенду, связываюшую Адама с местом распятия Христа:
Я слышал, что
некто (Ориген? – Э.Г.) объяснял, будто Лобное место есть то, на котором был
погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего
(=первого) человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола:
встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14).
Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное.
Но если кто-либо захочет оспаривать, что Господь ради того погребен
там, чтобы-де самою Своею кровью оросить могильный холм Адама, то мы спросим
такового: почему же на том месте были распяты и другие разбойники? Из этого
явствует, что Лобное место не было могильным холмом первого человека
Но "ласкающее слух народа" - это важно. И поэтому легенда остается жить, как и ее опровержение, - параллельно.
«Слово о Крестном Древе» Григория Богослова
К 13 в. легенда о связи Крестного древа и Адама включена в «Золотую
легенду» Якова Ворагинского (Осип Мандельштам так и не перевел «Золотую
легенду», а больше никто и не взялся.
Легенда эта появляется и в «Слове о Крестном Древе», возникшем на
славянской почве (известно с 12? 14-16 веков) и приписываемом Григорию
Богослову (5 в.). Текст вот здесь.
Оба произведения пытаются собрать воедино разрозненные легенды, оба
появляются в связи с повышением интереса к Св. Земле – Крестовые походы.
В «Слове» собраны вместе:
Адам, Ева, Сиф, СатанаилРазбойники, распятые с Христом
Мария
Моисей
Авраам и Лот
Соломон
Пилат
Даже Елисей («дровосек, плотничал при Иордане»).
Бог сажает в раю дерево, разделенное на 3 части: Адама, Евы и Господа.
После грехопадения Адамова и Евина части падают, Адамову уносит Тигр, а Евину
позже уносит потопом. Сиф добывает для отца венок из дерева, оставшегося в раю
(часть Господа), Адама хоронят в этом венке и из венка вырастает опять же
трехчастное дерево. Часть этого дерева (из венка) была вынесена из рая (то есть
Адам был похоронен в раю!) той же рекой Тигр и она оказалась на берегах Нила. Сиф
поджигает это дерево в память об отце, Лот, по совету Авраама, приносит три
головни от этого дерева и выращивает из него то, которое пошло на крест Верного
(Благоразумного) разбойника, другая часть того же дерева (или то же дерево,
сожженое Сифом) после потопа оказывается на реке Мерре и помогает Моисею
сделать воды реки сладкими (на этом дереве распят разбойник неверный).
Соломон собирает все три дерева:
1)
с Мерры (это дерево по дороге в Иерусалим тонет в
Иордане и его случайно обнаруживает «дровосек Елисей»);2) выросшее из головней того же дерева, которое потом появляется на Мерре;
3) часть, оставшаяся в раю, с вросшей в корни головой Адама.
Можно выделить несколько сюжетов (легенд):
1)
Адам, Сиф и древо Познания, из ветвей (венок) которого
выросло дерево на могиле Адама (крест Иисуса);2) обретение головы Адама Соломоном во время охоты (Голгофа – могила Адама);
3) Моисей делает горькую воду сладкой (древом/посохом из рая - крест неверного разбойника);
4) Лот должен искупить свой грех, вырастив дерево (из райского, из головней райского, из головней от посохов ангелов, из веток трех разных деревьев и пр. варианты) – крест праведного разбойника;
5) происхождение райского древа;
6) + его трехчастность;
7) Соломон создает Лифостратон над головой Адама;
8) + все три дерева привозят в Иерусалим при строительстве храма («церкви») Соломоном;
9) + История двух разбойников и Марии.
Сюжеты 1-5, 7 и 9 существуют независимо. Связаны они при помощи 6 и 8. Сюжет
9, предположительно, пришел из арабского Евангелия детства 5 в. – см.,
например, Б.Деревенский. Иисус Христос в документах истории. IV, 6.
Повесть о главе Адамовой
Глава же Адамова осталась в корнях (дерева из рая, которое доставили Соломону, а
потом уже обрубили корни. – Э.Г.), и никто не видел ее. Соломон же
отправился на охоту, и застигла его внезапная буря. Слуга его, носящий верхнюю
царскую одежду, отстал от царя, увидел пещеру и спрятался в ней вместе с борзой
собакой и ястребом. И, прячась там, увидел, что пещера из кости, а не из камня.
Когда утихла буря, вышел слуга и отыскал царя. И сказал ему Соломон: "Раб,
куда ты делся с моей одеждой? Меня дождь вымочил, а ты как остался сухим?"
Слуга ответил: "Господин, увидел я пещеру и влез в нее с борзой и с
ястребом, а конь мой снаружи стоял. И увидел я, что пещера костяная, а не
каменная". Царь же пошел наутро и приказал очистить пещеру от корней и
земли. И понял, что это Адамова глава и что она вынесена вместе с древом,
которое дал Сифу ангел, когда Адам умирал.
<…>
И когда понял Соломон, что то есть Адамова глава, перенес ее в центр
Иерусалима. И призвал, и сошлись все люди, и повелел им, сказав: "Что я
буду делать, то же и вы, глядя на ме-ня, делайте". И взял камень Соломон
и, поклонившись главе, сказал: "Кланяюсь тебе, как первому творению
Божию", и, бросив камень на главу, сказал: "Бью тебя, как отступника Божия".
И весь народ побросал камни. И вырос Литостратон, по-еврейски -
"Побиение". Ибо собрался тут народ всего Иерусалима.
То есть Литостратон - это Голгофа!
Как видите, не послушались потомки Иеронима Стридонского и голова Адама
осталась под Голгофой. В Храме Гроба Господня там нынче расположена часовня
Адама. На иконах под Голгофой – голова Адама. Все потому что ласкающее слух
народа – это важно.
Слово о двух разбойниках
Когда хотел Ирод Господа нашего Иисуса Христа убить, взял Иосиф Богородицу
с сыном ее и с Иаковом, братом Господним, и пошли они в Египет, как велел ему
ангел. Жили в горе на пути их два разбойника с женами и с детьми своими. У
одного разбойника была жена с одним соском. И обе разбойничьи жены имели
младенцев. Жена одного из разбойников тяжело болела сердцем уже 6 дней, а
другого жена, с одним соском, только свое дитя кормила, а другое умирало с
голоду. В это время захватили Богородицу с младенцем и с Иосифом, и сказал
разбойник, жена которого была больна: "Не сотворим зла ни этому человеку,
ни жене его, и накормит она моего ребенка, 6 дней уже ничего он не ел".
Так взяли и повели их к себе. И кормила грудью Богородица разбойничье дитя еще
6 дней. И выздоровела жена разбойника, а дитя его окрепло. И разбойник сказал:
"Великое чудо! Если бы не оказалась здесь эта женщина с младенцем своим и
не спасла бы мое дитя, то умерло бы". И проводили Богородицу с Иосифом и с
младенцем с великими дарами.
Дети же разбойничьи выросли и стали разбойниками, как и отцы их. И когда
привели к распятию Господина нашего Иисуса Христа, то и их, схватив, привели к
Пилату. И повелел Пилат распять их по обе стороны Господа. Тот, которого
вскормила Богородица, молил по правую руку Господа: "Помяни меня, Господи,
когда придешь в царство свое"'. А другой разбойник ругательства произносил
и тем лишился рая и на адскую муку осужден. Адам же крестился кровью Господа
нашего Иисуса Христа. Богу нашему слава во веки. Аминь.
Интересно, что эта легенда не нашла себе пристанища, то есть места, с
которым она связана, хотя в монастыре Герасима Иорданского почитается пещера,
где останавливалось св. Семейство во время бегства в Египет от преследования
Ирода, и вот оно, место, где Богородица кормила и свое, и разбойничье дитя… Письменных
упоминаний о такой привязке не нашла.
И еще одно замечание. Григорий Богослов, Назианзин, живший в 4-5 вв считается
грузинами просветителем Арагвского ущелья. Это так, без выводов…
______________________________________________
Среди грузинских рукописей Крестового монастыря А.Цагарели отметил «88. Слова св. Григория Богослова 4 вершк. длина 3 шир. 102л., на бомбицине; письмо строчное, красивое, имеются и коноварные заглавия. Рукопись эта несколько разбита, XII–XIV в. Год написания не значится, как вообще во всех бомбицино-бумажных рукописях. Содержание: а) Слово об Юлиане Отступнике, б) о рождении Спасителя, в) о Свете, г) о св. Пасхе». (А. Цагарели. Памятники грузинской старины // Православный палестинский сборник. - Х выпуск –С-Петербург,1888. – С. 237. Это настоящий Богослов. О рукописях, связанных с легендой о Кресте псевдо-Богослова, у Цагарели не упоминается.______________________________________________